Законы, правила, новое в законодательстве, права и обязанности водителей | Portal-Audi.ru

Законы, правила, новое в законодательстве, права и обязанности водителей

3 статьи закона, которые помогут водителю в споре с инспектором ДПС

Приветствую Вас, друзья!

Водитель, как никто другой должен знать свои права и обязанности, чтобы уметь отстоять свою правоту в случае незаконных действий со стороны инспектора ДПС. Если оценивать действия инспекторов точке зрения правовых норм, то практические при каждой остановке водителя, нарушаются его права.

В данной статье будут приведены наиболее важные нормы, которые закрепляют права водителя в случае его остановки инспектором ДПС.

Напомню: основным документом, который регулирует правоотношения между водителем и сотрудником ДПС, является Административный регламент от 20.10.2017г., утвержденный приказом МВД №664 от 23.08.2017г. Если коротко, то просто «664-й приказ».

Обращение к водителю

Первым важным моментом является то, как сотрудник обратится к водителю. Уже не раз встречал случаи, когда звание и фамилия произносятся инспектором невнятно, а удостоверение в развернутом виде показывается так быстро, что разглядеть там что-то невозможно.

Зачем знать ФИО и звание сотрудника ДПС? Чтобы в случае любых нарушений с его стороны немедленно позвонить в службу поддержки водителей — это не только поможет разрешить ситуацию, но и заставит инспектора быть осторожнее ( Единый номер по всей России 8 — 800 — 222 — 74 — 47).

Поэтому ФИО сотрудника лучше сразу записать, или хотя бы просто запомнить, а если он назвал их невнятно, или отказывается повторить, ему следует напомнить о статье 45 Приказа №664:

«При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения».

Данная статья не только закрепляет право водителя знать, кто его остановил, но и четко закрепляет, что первым делом инспектор должен сообщить причину обращения. Это правило не соблюдается в 90% случаев — после того, как инспектор представляется, обычно следует «Ваши документы». В данном случае инспектору следует напомнить о содержании приведенной выше ст. 45 приказа, и предложить назвать цель остановки.

Проверка документов

Новый административный регламент, вступивший в силу 20 октября 2017 года, содержит следующие основания для проверки документов (статья 106):

  • выявлены признаки нарушения ПДД;
  • имеются ориентировки, свидетельствующие о причастности ТС к соверешению правонарушения или угона;
  • в рамках спец. мероприятий по снижению аварийности;

Таким образом, статья четко регламентирует, что проверка документов должна иметь причину, предусмотренную ст. 106 регламента. При проверке документов водитель имеет право интересоваться, в рамках какого пункта ст. 106 инспектор обязывает его представить документы.

Права и обязанности

Еще одно правило, которое часто нарушается — водителю не сообщается о его правах и обязанностях, связанных с нарушением ПДД, или иными мерами, применяемыми к водителю, будь то предложение выйти из машины или показать багажник. Однако абзацем 2, той же 45 статьи также предусмотрено право водителя знать о своих правах и обязанностях в случае любых требований инспектора:

«Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения».

Еще одной статьей, направленной на защиту прав и обязанностей водителя является п. 52. Приказа №664:

«По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения (группы) подразделения ДПС либо телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу».

Потребовать телефон дежурной части можно в любой момент, если права водителя нарушаются. Инспектор в данной просьбе отказать не вправе, зато сообщив номер своей дежурной части, в 90% случаев инспектор проявит крайнюю осторожность в дальнейшем общении с водителем, т.к. мало кому хочется, чтобы его начальству звонили с жалобами на его работу.

Заключение

Итак, мы разобрали 3 важных статьи, которые отлично помогают водителю отстаивать свои права в споре с инспектором ДПС:

  • статья 45 Приказа №664 «Обращение к водителю»;
  • статья 52 Приказа №664 «Телефон дежурной части»;
  • статья 106 Приказа №664 «Основания проверки документов»;

Помните о них, а лучше распечатайте себе весь приказ №664, и выделите там данные статьи, чтобы в нужный момент они были у Вас под рукой.

Спасибо за внимание! Если статья была полезна, ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал — впереди только самое полезное и интересное для автомобилистов.

Новые правила для начинающих водителей в 2018-2019 году

Когда опыт вождения невелик, риск попасть в неприятные и даже аварийные ситуации на дороге больше. Согласно информации от ГИБДД РФ за 2018 год, в 8,7 тыс. транспортных происшествий виноваты именно новички. Это меньше, чем в 2017 году (тогда было чуть больше 10 тыс.), однако тоже цифра немалая. Поэтому дабы она и впредь не росла, в законе установлены некоторые правила и ограничения для начинающих водителей.

Начинающий водитель — это

В Правилах дорожного движения (далее — ПДД) нет чётко сформулированного определения для начинающего водителя. Но по тексту Правил можно понять, что водитель-новичок — это тот, чей стаж за рулём меньше двух лет.

Правила для новичков

Правил вождения для новичков в виде отдельного документа не существует. Есть «общечеловеческие» вещи, которые начинающему водителю стоит взять за правило. Например:

  • быть спокойным и внимательным;
  • не бояться, что опыта мало опыта, а ошибок много — для новичков это нормально;
  • не переживать, что другие водители подумают о вас плохо (даже если и подумают — не страшно) — все когда-то были новичками;
  • пытаться просчитать дорожную ситуацию наперёд.

Если говорить о чисто юридических вещах, то главное правило для новичков, согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации», — наличие знака «Начинающий водитель» на ТС.

Знак «Начинающий водитель»

В законе знак описывается как квадрат жёлтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака чёрного цвета высотой 110 мм (п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).

Знак должен быть на всех ТС (кроме мотоциклов, мопедов и тракторов), которыми управляют водители-новички. Разместить его нужно сзади, там, где вам удобно — закон не предъявляет конкретных требований. Поэтому можно смело клеить знак на заднее стекло, бампер или багажник. Главное, чтобы наклейка не мешала обзору.

Если ваш водительский стаж меньше двух лет, то вы обязаны предупреждать об этом других участников дорожного движения специальным знаком

Если этого знака нет, то неопытного водителя ожидает штраф — 500 рублей (ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП). Нарушением также будет считаться ситуация, когда знак есть, но он не соответствует требованиям: больший или меньший размер, другой цвет и т. д.

Ограничения для новичков

Ограничений для новичков немного, все чётко прописаны в ПДД. Касаются они буксировки и перевозки пассажиров на мотоциклах и мопедах.

Буксировка

ПДД запрещают новичкам заниматься буксировкой других ТС (пункт 20.2(1). Законодатель считает, что такое ответственное дело можно доверить только опытным водителям: у которых есть как минимум двухлетний стаж вождения любой категории ТС. За нарушение этого требования для начинающих водителей предусмотрен пятисотрублёвый штраф (ст. 12.21 КоАП).

При этом ситуацию, когда буксируют машину новичка, закон допускает. И правило о буксировке не распространяется на случаи управления транспортом с прицепом начинающими водителями.

Пассажиры на мотоцикле или мопеде

В ПДД есть ограничение для начинающих водителей мопедов и мотоциклов — запрет на перевозку пассажиров (пункт 22.2(1). Под «начинающими» тут опять-таки понимаются водители без двухлетнего опыта. Но тут есть два нюанса:

  • мотоциклисты — считается опыт вождения именно для категорий «А» и «А1»;
  • водители мопедов — считается опыт вождения любой категорией ТС (несмотря на то, что мопеды отнесены к отдельной категории ТС — категории «М»).

Если у вас, к примеру, уже есть 10-летний стаж вождения автомобиля, но категорию «А» вы открыли недавно, то возить пассажиров на мотоцикле запрещено. Но при этом, имея тот же водительский опыт, вы можете подвезти кого-нибудь на мопеде — закон разрешает. Даже если вы открыли категорию «М» вчера и сели за мопед впервые.

Согласно ПДД, начинающим мотоциклистам запрещено перевозить пассажиров

За нарушение запрета о перевозке пассажиров предусмотрен штраф в 500 рублей (ч. 1 ст. 12.23 КоАП).

Для всех описанных в статье штрафов закон предусматривает скидку 50% — если оплачивать штраф в первые 20 дней после правонарушения (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП).

Водители-новички — «группа риска» на дороге. Поэтому ПДД предусматривает для них небольшие ограничения и требования, главное из которых — знак «Начинающий водитель» на ТС. Это позволяет обезопасить всех участников дорожного движения, в том числе и самих новичков.

Законы, правила, новое в законодательстве, права и обязанности водителей

В этом разделе публикуется информация об изменениях в правилах дорожного движения, новые изменения в законодательстве, информация о штрафах за нарушения ПДД и другая правовая информация для автолюбителей.

Штраф за «Ш» отменят, а инвалидам осложнят получение соответствующего знака

Недавно появилась информация о возможных поправках к ПДД. Причем это не слухи, а вполне реальный законопроект. Среди прочего изменения коснутся требования обязательной установки знака «шипованные шины», а также других не менее важных пунктов правил. Чего же ожидать водителям?

Цены на КАСКО. Экономия бывает разная

Рядовому автовладельцу без дорогого полиса КАСКО можно вполне обойтись. Но как быть тем людям, кто взял кредит на покупку своего «железного коня» и такая страховка обязательна по условиям банковского договора? Выбора нет. Нужно думать, как снизить цену и получить полис с максимально выгодными для себя условиями.

Потерялись документы! Только без паники!

Как только обнаружилась пропажа, следует немедленно обратиться в полицию: ими могут воспользоваться злоумышленники, а, возможно, они были украдены с определенной целью.

Но многие не заявляют о краже, потому что в этом случае полиция вынуждена открыть уголовное дело, это усложняет процесс восстановления документов, он затянется на несколько месяцев, пока будут искать документы. В любом случае вам нужно будет предоставить в ГИБДД справку о том, что возбуждено уголовное дело по факту кражи, либо справку, подтверждающую пропажу при неизвестных обстоятельствах.

Эвакуатор повредил машину. Что делать?

Нередко во время эвакуации автомобиля, добровольной или принудительной, машина получает различные сколы, царапины, вмятины. Но бывают случаи, когда автомобили роняют с высоты, в результате чего они получают более серьезные повреждения.

По полисам ОСАГО и КАСКО ждать компенсационных выплат не стоит, большинство страховых компаний этот случай не считают страховым и даже прописывают в договорах отдельным пунктом. Можно и нужно добиться компенсации с виновной стороны, т.е. с организации или частного лица, которому принадлежит эвакуатор.

Если вас остановил инспектор ГИБДД

При общении с инспектором говорите спокойно, но уверенно, не допускайте хамства, но и не заискивайте. Можно обращаться к нему по званию либо по имени-отчеству.

Такие слова как «начальник», «командир» не употребляйте. Кстати, сотрудник полиции должен обязан назвать не только должность, звание и фамилию, но и предоставить удостоверение в раскрытом виде. Также при нем должен быть нагрудный знак.

На российские дороги возвращаются ручные радары

В прошлом году ручные радары из-за высокой коррупционной составляющей запретили использовать стражам порядка. Были случаи, когда инспекторы ДПС вымогали деньги у автомобилистов, которые превышали скорость, а данные с прибора стирали.

Но с этого года ручные радары снова в деле. Инженеры и компьютерщики разработали программное обеспечение, и сейчас у инспекторов ГИБДД нет никакой возможности стирать записи либо вносить изменения, а значит, и брать деньги.

Транспортный налог: в каждой стране свои особенности

Величина транспортного налога в России зависит от мощности двигателя автомобиля. А есть ли подобный налог в других странах? Есть! И он зависит от нескольких параметров. Где-то автомобилисты платят больше за выбросы в окружающую среду, где-то — за бензин и километраж, где-то — за вес автомобиля и износ дорог.

В России изменены принципы эвакуации автомобилей и не только.

В прессе постоянно обсуждаются скандальные случаи с эвакуаторами, где многие владельцы машин возмущены работой подобных служб. Недавно власти отреагировали на мнение общественности и внесли поправки в КоАП. Новый регламент четко прописывает действия официальных лиц по транспортировке автомобилей, хозяева которых проигнорировали правила парковки.

Всего было сделано 7 значимых изменений законодательства. Рассмотрим подробней каждое из них:

Уезжаем без штрафа?

Сложился такой образ, что работник ДПС – зверь страшный и безжалостный. А были у вас случаи, когда постовой ДПС, после проверки документов, отпускал вас без штрафа, хотя вы были твёрдо уверены, что нарушили правила дорожного движения?

Отечественным автолюбителям придется платить новый штраф

С апреля текущего года вступят в силу новые поправки в законе, относящиеся к действиям при ДТП. Власти решили бороться с авариями, создающими серьезные заторы на дорогах, поэтому ужесточают ответственность водителей за определенное бездействие.

Новые нормы относятся к тем дорожно-транспортным происшествиям, в которых нет пострадавших и водители самостоятельно определили виновного. Если при незначительных повреждениях и отсутствию вреда здоровью автомобили создадут помехи движению, то водителям придется заплатить 1000 рублей штрафа.

Любителей тонировки будут лишать водительских прав

В МВД готовится пакет изменений действующего законодательства, касающийся ответственности за тонировку. В настоящее время несоблюдение регламента по светопропусканию стекол автомобиля влечет штраф 500 рублей.

Сумма не самая маленькая, но она не является сдерживающим фактором для водителей. Большинство автомобилистов предпочитают периодически расставаться с деньгами, но оставаться за темными стеклами. Особенно это стало актуально после недавней отмены дополнительной меры наказания – снятия регистрационных знаков.

Должники по алиментам останутся без водительских прав

Новость о принятии Государственной Думой нового закона серьезно всколыхнула общественность. Речь идет о нормах, которые будут применяться к неплательщикам алиментов и уклонистам от некоторых других финансовых обязательств.

К сожалению, точных цифр о количестве должников нет. Называются разные данные, где минимальное число может быть 500 000 человек, а максимальное – 1,5 млн. граждан. По новым правилам, даже 10 000 задолженность по алиментам может привести к временному лишению водительских прав.

Выпил? В тюрьму!

В последние несколько лет отчетливо видна борьба государства с пьянством за рулем. Нарушителей лишают прав, штрафуют, но на дорогах все равно появляются нетрезвые водители. Для кого-то денежное взыскание за «нетрезвую» езду – это сущий пустяк. Для других, чтобы сесть за руль, вовсе не нужно обязательно иметь водительское удостоверение.

Подобное положение дел привело к тому, что произошли изменения на законодательном уровне. По новым правилам, если в крови водителя повторно обнаружат алкоголь, то он может получить уголовное наказание.

Новые поправки к КОАП коснутся каждого

В Административный кодекс постоянно вносятся различные поправки. Очередные изменения в законах заслуживают более внимательного изучения. Правительство РФ пересмотрело несколько положений Кодекса об административных правонарушениях.

В частности, отменено обязательное присутствие понятых при проверке водителя на наличие в его крови алкоголя. В качестве доказательной базы теперь может выступить видеозапись, сделанная самими инспекторами ГИБДД. Сотрудники полиции просто приложат носитель с видео к протоколу, и этого будет достаточно для судебного решения.

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Romkin070 › Блог › Права и обязанности водителя.

Права и обязанности водителя.

Большое количество автовладельцев не знают, какими правами и обязанностями они обладают в случае остановки сотрудниками ГИБДД, поэтому велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций с дорожной полицией. На сегодняшний день большинство водителей не верят, что можно отстоять свои права при встрече с сотрудником ГИБДД. Ведь при споре с сотрудником, обстановка обычно не благоприятная и чаще всего водителям проще согласиться с инспектором ДПС, чем оспаривать его мнение. Инспектора могут рассчитывать на то, что водители в большинстве случаях не знают административного законодательства и, следовательно могут ввести в заблуждение, относительного того или иного вида нарушения ПДД.
Для того, чтобы таких нарушений было меньше и вовсе не было, нужно знать свои права и обязанности. Поэтому мы бы хотели привести перечень тех прав и обязанностей водителя, зная которые водитель сможет избежать конфликтов с дорожной полицией и незаконных обвинений в свой адрес.

По требованию инспектора ДПС остановитесь в указанном им месте (п. 6.11 ПДД РФ). При этом требование инспектора об остановке, должно быть понятным всем участникам дорожного движения. После остановки инспектор ДПС должен незамедлительно подойти к вам. Вы же останавливайтесь так, чтобы не нарушать правил парковки, поскольку сотрудник ДПС может выписать вам за это штраф. Вы имеете полное право не выходить из машины и вести разговор с сотрудником полиции через окно. Сотрудник должен сам подойти к вам, при этом внятно представиться. Но многие водители, от не знания или от страха, сразу, же выходят из автомобиля, только остановившись. Так что если вас остановили — можете спокойно оставаться на месте: инспектор сам подойдет к вам.
Вы можете не выполнять требования об остановке, которое происходит в темное время суток на неосвещенных участках дорог и улиц одиночным нарядом и на автомобилях без специальных обозначений, если у вас есть основания полагать, что вас останавливает не работник полиции и с нарушением таких правил. После этого необходимо незамедлительно сообщить (зафиксировав письменно) об этом случае на ближайшем посту ГИБДД или отдела полиции. При этом, Вы имеете право потребовать от инспектора предъявить Вам служебное удостоверение, удостоверяющее его личность, которое он обязан Вам показать не выпуская из рук. При необходимости запишите данные инспектора ДПС, поскольку в случае каких-либо разногласий вы будете знать на кого и куда жаловаться.

Обязанности водителя выйти из автомобиля(п.70 Приказа №185 МВД РФ) возникают в следующих случаях:
— наличие у водителя признаков опьянения (абз. 3 п.126 Административного регламента) и (или) болезненного состояния при необходимости устранения
— наличие технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
— для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
— когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
— занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.( например для участия в качестве понятого).

Вы имеете полное право на то, чтобы записать все действия инспектора, а также всего пути вашего следования на видеокамеру, или беседу с ним на диктофон (Закон «об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Если есть такая возможность, то обязательно воспользуйтесь ей, так как ваши аудио- и видеозаписи могут быть приняты как доказательство по делу. Сотрудник ГИБДД может предъявить в качестве доказательства только фото и видеозаписи, которые сделаны техническим средством, отвечающее установленным законом требованиям. Изъятие средств аудио- и видеозаписи запрещен (только, если они стали и могут стать орудием правонарушения).
Когда ваш автомобиль остановился, поздоровайтесь с инспектором ГИБДД, будьте вежливы, не грубите, говорите корректно и уважительно, и обязательно спросите причину остановки, т.к. основания для остановки транспортного средства должны быть четко сформулированы инспектором, для разъяснения водителю причины такой остановки. Если причина остановки Вам не оглашена, то вы имеете полное право распрощаться с инспектором ДПС, при этом спросив разрешения на продолжение пути.
Основаниями для остановки транспортного средства являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных об использовании тс в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абз.5 п.4 Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на тс и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Бывают такие случаи, когда инспектору придраться совсем не к чему, им может быть пущен в ход такой довод, как: «Вы не пристегнуты ремнем безопасности». В свою очередь Вы можете пояснить, что ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнул его, пока Вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы приготовиться выйти из автомобиля и предъявить документы. Поскольку в остановившемся автомобиле ни водитель, ни пассажир не обязаны быть пристегнуты. В случае неадекватного поведения инспектора или очевидного нарушения ваших прав водителя, обязательно поясняйте все подробно в своих объяснениях. Также, если вы не согласны с действиями сотрудника ГИБДД, то вы вправе потребовать вызвать вышестоящее должностное лицо.
Не стоит забывать и том, что водитель автомобиля должен подчиняться требованиям и распоряжениям лиц, обозначенных в ПДД как регулировщик:
сотрудники милиции;
сотрудники военно-автомобильной инспекции;
работники дорожно-эксплуатационных служб;
дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах.

Зная свои права и обязанности, водитель застрахован от противоправных действий сотрудников ГИБДД. Поэтому постарайтесь запомнить их, и применять эти знания в ситуациях, в которых сотрудники преднамеренно могут ущемлять ваши права, вменяя вам те нарушения, которые вы не совершали.

Права и обязанности водителя при остановке автомобиля ДПС

Многие автомобилисты не обладают информацией относительно имеющихся у них прав и обязанностей. Особенно важно знать о них в случаях, когда водителя останавливает сотрудник полиции, поскольку неправильное поведение может повлечь за собой привлечение к ответственности и наложение штрафа либо применение других мер наказания, которых вполне можно избежать. Четкое следование установленным нормам и правилам позволяет автомобилисту пользоваться своими правами и препятствовать превышению сотрудниками ДПС полномочий, которые иногда могут иметь место.

Что должен делать водитель и на что имеет право?

При остановке транспортного средства сотрудником ГИБДД автомобилист имеет право общаться с автоинспектором, находясь непосредственно в самом транспортном средстве. В свою очередь сотрудник ГИБДД имеет право требовать от водителя покинуть авто только в определенных ситуациях, к каким относится необходимость устранения технической неисправности авто или соблюдения правил перевозки грузов, которые им были нарушены, наличие у автомобилиста характерных признаков опьянения или состояния болезни.

Также автоинспектор имеет право требовать таких действий от водителя в тех случаях, когда необходима проверка номеров агрегатов и узлов машины, поскольку автомобилист должен непосредственно присутствовать при такой процедуре. Помимо этого основаниями могут стать проведение личного досмотра, оказание при необходимости помощи другим участникам дорожного движения, а также ситуации, в которых поведение водителя угрожает безопасности сотрудника ГИБДД, остановившего транспортное средство. Остальные нормы, определяющие права и обязанности автомобилиста в случае остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД представлены следующими пунктами:

  • Руководствуясь требованием автоинспектора остановиться выполнять такое действие необходимо с учетом действующих правил дорожного движения, которые запрещают выполнять это на остановках, мостах, эстакадах и под ними, перекрестках, пешеходных переходах и т.д.;
  • Водитель должен переместить транспортное средство уже после остановки в том случае, если его авто препятствует движению других транспортных средств или же нахождение машины на определенном месте проезжей части создает угрозу для автоинспектора;
  • Водитель имеет право узнать о причине остановки транспортного средства, а также получить информацию относительно занимаемой должности сотрудника ГИБДД и его ФИО и при необходимости попросить предъявить удостоверение;
  • Автомобилист при составлении административного протокола имеет право требовать включения в документ перечня лиц, которые находились в машине в качестве пассажиров, поскольку впоследствии их свидетельские показания могут быть ему полезны при попытке защиты своих прав или судебном разбирательстве;
  • Любой водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Фактически это означает, что автомобилист может не подписывать составленный административный протокол, если он не согласен с любыми утверждениями или формулировками, отраженными сотрудниками ДПС. Автоматическое согласие с изложенным нарушением фактически означает признание своей вины и впоследствии доказать свою непричастность будет проблематично;
  • После того, как инспектором составлен протокол об административном правонарушении, автомобилист имеет законное право ознакомиться с его содержанием, и, кроме того, если какие-либо фразы или формулировки ему не вполне понятны, уточнить их смысл или поинтересоваться о том, какие конкретно неправомерные действия ему вменяются;
  • Водитель имеет право требовать предоставления копии составленного протокола сотрудником ГИБДД. В такой ситуации дополнить его содержание или частично изменить его впоследствии будет уже невозможно;
  • Автомобилист несет обязательство предоставления по требованию сотрудника ГИБДД водительского удостоверения и документов на транспортное средство. В случае их отсутствия автоинспектор имеет право задержать его до выяснения обстоятельств сложившейся ситуации. При этом водитель имеет право обратиться за помощью к третьим лицам, чтобы они доставили документы, которые были им забыты или оставлены в другом месте.

Отдельно стоит отметить, что при выполнении обязанностей и требовании соблюдения своих прав водитель в любой ситуации должен вести себя корректно, не допускать нецензурных выражений, брани или агрессивного поведения. В противном случае подобные действия могут быть рассмотрены как препятствие выполнению сотрудникам ГИБДД прямых обязанностей или нанесение оскорбления – такие факты даже при отсутствии нарушений ПДД неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности и несение наказания, которое будет назначено при судебном разбирательстве.

Законодательное регулирование

Основные положения, регламентирующие правила и нормы поведения водителей, а также их основные права и обязанности при остановке управляемого ими транспортного средства содержатся в действующей редакции правил дорожного движения Российской Федерации, Законе «О полиции» (в случае остановки авто именно сотрудниками полиции, а не автоинспекторами), а также регламентом ГИБДД, действующим начиная с октября 2017 года. Кроме того, в случае необходимости (даже при непосредственной остановке транспортного средства), автомобилист имеет законное право воспользоваться возможностью получения консультации у дежурного сотрудника ГИБДД, позвонив по телефону.

Так, в частности, получение автомобилистом информации возможно относительно того, какие у него есть права и обязанности, какими правами обладает остановивший его инспектор и что он обязан выполнять или какие правила соблюдать. Наряду с этим можно узнать, каким образом можно впоследствии обжаловать определенные действия инспектора ГИБДД, если права водителя были нарушены или же он не согласен с некоторыми действиями или отраженной информацией. Водитель также может узнать, каким образом можно направить обращение в Министерство внутренних дел, каков порядок применения мер пресечения, каким образом можно вернуть авто, которое по определенным причинам эвакуировали.

Заключение

Итак, водители транспортного средства кроме знания правил дорожного движения должны иметь представление об имеющихся правах и обязанностях, которые применимы в тех ситуациях, когда их останавливает автоинспектор. Такая информация, в частности, касается того, в каких ситуациях сотрудник ГИБДД имеет право останавливать транспортное средство, что может потребовать и какие действия должен при этом осуществлять автомобилист. Также такие сведения касаются заполнения протокола, несогласия с ним собственника транспортного средства, требования покинуть авто или переместить его в другое место. Четкое следование имеющимся обязанностям обеспечивает водителям возможность пользоваться своими непосредственными правами и помогает избежать лишних проблем с законом.

Права и обязанности водителей

Не секрет, что каждый водитель обязан знать и соблюдать Правила дорожного движения — это первое, чему учат нас в , и передавать их для проверки инспектору ДПС ГИБДД по первому требованию. Кстати, чтобы передать инспектору документы, необходимо остановиться, подчинившись при этом его законному требованию об остановке.

По требованию сотрудника ДПС водитель обязан проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также предоставлять сой автомобиль для исполнения служебного долга представителям силовых структур (милиции, ФСБ, и др.).
Перечисленные обязанности худо-бедно водители знают. Однако кроме этого, каждый водитель обладает многими правами (не путать с водительским удостоверением), о которых, к сожалению, большинство из нас забывает или просто даже не подозревает.

Если вас остановил работник ДПС, вы имеете право не выходить из машины и оставаться за рулем (за исключением случаев, перечисленных в ). Об этом забывают многие водители, и услужливо выскакивают из машины, едва успев остановиться. Кстати, во многих странах водителю законодательно запрещено покидать автомобиль после остановки его инспектором или дорожным полицейским (в разных странах должность может называться по-разному, но сути дела это не меняет). При нарушении этого требования против водителя может быть применено даже огнестрельное оружие (наиболее характерный пример — США).
Так что если вас остановили — можете спокойно оставаться на месте: инспектор сам подойдет к вам.

Как отмечалось выше, после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться, сообщив свое ФИО, должность и воинское звание. Если он по каким-то причинам не представился (и нарушил тем самым пункт 18.2 Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ) — водитель вправе потребовать этого. Также вы можете потребовать от инспектора показать вам свое служебное удостоверение, и имеете полное право переписать все данные этого удостоверения.

СОВЕТ
Даже если инспектор ГИБДД не прав, не стоит ему бесцеремонно и надменно указывать на это тоном, не терпящим возражений: инспектор — тоже человек, не застрахованный от ошибок. Говорите корректно и уважительно — вам наверняка это зачтется. Если он почувствует уважительное отношение с вашей стороны — не исключено, что на те или иные незначительные прегрешения он просто закроет глаза; если же вы допустили серьезное нарушение ПДД — можно надеяться, что наказание будет минимальным.
Если вы не согласны с инспектором и это привело к возникновению конфликтной ситуации, то для ее разрешения вы вправе потребовать вызова на данное место вышестоящего должностного лица. Однако если вы чувствуете за собой прегрешение — лучше этого не делать: в случае доказательства вашей неправоты можете не сомневаться, что санкции к вам применят самые максимальные.

К сожалению, на российских дорогах все еще встречаются так называемые «оборотни в погонах», которые могут предъявлять вам незаконные требования. Помните: вы не обязаны подчиняться незаконным требованиям любого сотрудника милиции, в том числе и инспектора ДПС ГИБДД.

Однако инспектор в случае вашего неподчинения вправе применить к вам силу и спецсредства (наручники, и т.п.), а также принудительно доставить в отделение милиции. Не исключено, что впоследствии вы сможете доказать свою правоту, неправомерность действий сотрудника ГИБДД и даже каким-то образом наказать его (например, через суд). Но в любом случае старайтесь адекватно оценивать ситуацию, избегать любого конфликта и четко представлять, какими последствиями может обернуться то или иное ваше действие (бездействие).

Многие водители ошибочно полагают, что, подписав протокол, они соглашаются с тем, что в нем написано. Это распространенное заблуждение нередко приводит к тому, что человек признает себя виновным в несовершенном правонарушении. Помните: ваша подпись в протоколе не является свидетельством того, что вы согласны с содержимым протокола, если в только в нем не написано «С нарушением согласен» или что-то в этом роде. Вы, конечно, имеете полное право отказаться от подписи протокола. Однако если вы считаете, что инспектор не прав, целесообразнее выполнить перечисленные ниже действия (это будет полностью соответствовать действующему законодательству).

  • Найдите на оборотной стороне бланка протокола текст Объяснение нарушителя, зачеркните слово нарушителя и вместо него (например, над ним) напишите слово водителя. Таким образом, вы официально даете понять, что не согласны с тем, что написано в протоколе, в частности — с предъявленным обвинением и, соответственно, не считаете себя правонарушителем.
  • В разделе объяснений максимально подробно опишите свое понимание сложившейся ситуации. При этом особо подчеркните, что вы не согласны с сотрудником ДПС ГИБДД, и не признаете себя правонарушителем. Рекомендуется в подтверждение своих слов давать ссылки на соответствующие пункты ПДД.
  • Затем на обратной стороне протокола найдите фразу Подпись нарушителя, зачеркните в ней слово нарушителя, вместо него (например, над ним) напишите слово водителя и только после этого — распишитесь.

Однако иногда обстоятельства складываются таким образом, что водитель по тем либо иным причинам не может аргументированно изложить свою позицию в письменном виде в протоколе (например, человек может просто растеряться, или пребывать в состоянии шока после стрессовой ситуации на дороге, и т.д.). В таком случае, если вы считаете, что не нарушали Правила дорожного движения и инспектор, по вашему мнению, не прав, можно просто написать в протоколе Не согласен и расписаться. Перед этим, опять же, рекомендуется исправить на обратной стороне протокола текст Объяснение нарушителя и Подпись нарушителя соответственно на Объяснение водителя и Подпись водителя.

Ссылка на основную публикацию