Вам шашечки или ехать? | Portal-Audi.ru

Вам шашечки или ехать?

Тест на внимание

Только внимание !

Анекдоты про таксистов

Вам шашечки или вам . ехать?

Подходит мужик к таксисту, смотрит на машину и говорит:

— Слушай, а что это у тебя машина непонятного цвета?!

— И почему написано слово «ТАКСИ» неразборчиво?

— И почему шашечки неровно нарисованы?

На что таксист отвечает:

— Так вам нужны шашечки или вам надо ехать?

Идет экзамен по правилам дорожного движения. Экзаменатор:

— Перекресток, тут вы, тут автобус, тут грузовик, тут мотоцикл. Кто проедет первый?

— Почему таксист. Откуда там взялся таксист.

— Да хрен его знает, откуда эти таксисты берутся…

Тормозит бабка такси, ну и давай туда лезть с козой!

— Бабка, ты что?? с козой в такси?

— А что, милок, разве нельзя? Я вот слышала, что ты и телок возишь.

Женщина останавливает такси:

— В pоддом! . Да не гоните так быстpо, я там pаботаю!

Звонит мужчина на станцию по заказу такси и возмущается:

— Я заказал такси, чтобы вовремя успеть на самолет! Вы обещали, но машина так и не пришла!

— Очень жаль, но мы не смогли найти свободную машину. Мы быстро исправим нашу оплошность. Вы не принимайте это так близко к сердцу, по нынешним временам самолет вряд ли вылетит точно по расписанию!

— Сегодня утром этот самолет наверняка не вылетит по расписанию — я пилот!

Едет чукча в такси. Доехали до места, таксист говорит:

— С вас 200 рублей.

Чукча дает 100. Водитель возмущен:

— А вы разве не ехали?

Блондинка садится в такси.

— А тебе какое дело! Так я и сказала! Езжай давай!

Едет по городу такси, в нем — женщина-пассажир.

Водитель нещадно лихачит: проезжает на красный свет, подрезает и т.д. В конце концов женщина не выдерживает и говорит:

— Водитель, ведите машину осторожнее, у меня дома восемь детей!

Таксист, удивлено оборачиваясь:

— И это Вы мне говорите про осторожность.

В такси на заднем сиденье едут два интеллигента, негромко разговаривают.

— Вы знаете, я недавно был в гостях, так мне к рыбному блюду подали нож.

— Да, еще есть некультурные люди. Мне вот тоже однажды предложили водку в бокале для шампанского.

— Таксист: Извините, это ничего, что я к вам спиной сижу?

В аэропорту афроамериканец подходит к таксисту и говорит:

Шашечки или ехать?

В Тбилиси водитель-частник подъ­езжает к остановке такси, где давно стоит женщина, и, распа­хивая дверь своего авто, предлагает ее подвезти. «Я жду такси», — слышит он в ответ. — «Вам нужны шашечки или вам нужно ехать?!» Этот старый советский анекдот невольно вспоми­нается, когда сталкиваешься с неве­роятной бюрократией, поглощающей нашу науку и образование, причем чем дальше, тем больше. Вроде бы всё делается из лучших побуждений, но… Совершенно очевидно, что хотя некоторые «шашечки» (формально­сти), к сожалению, нужны, всё же они должны быть минимальны и не ме­шать ученым заниматься тем, чем им положено и за что, собственно гово­ря, они получают зарплату, т.е. науч­ными исследованиями.

Непосредственным поводом для данной заметки послужило мое од­нодневное мучение по работе с КИАС, непонятным нововведением РФФИ этого года. От более молодых и го­рячих подавателей заявок на гран­ты этого во многом замечательного и эффективно работающего фонда мне приходилось слышать и доволь­но экспрессивные выражения с ис­пользованием медицинской терми­нологии. Мне еще повезло. Знакомый доктор наук маялся с заполнением рубрик два дня, а другой коллега во­обще не мог заполнить регистрацию (компьютер все время зависал). Чест­но говоря, совершенно не понятно, за­чем всё это надо делать, если учесть, что круг ученых, участвующих в кон­курсах РФФИ, давно сформировал­ся и сведения о подавляющем чис­ле заявителей (и исполнителей) уже имеются в компьютерах этого фонда. С этой точки зрения, вновь подавать сведения о себе должны лишь нович­ки. Но мороку устроили всем!

Невозможное засилье отчетности и «бумагооборота» уже приводит к не­которому необъявленному и пока не­организованному бойкоту со стороны научных сотрудников разного ранга. Я знаю целый ряд неплохих иссле­дователей, для которых лаборатория, библиотека или экспедиция — смысл жизни, но которые не участвуют в кон­курсах РФФИ и других учреждений в качестве заявителей проектов. Как сказал мне один из них, его «тошнит» от одной мысли, что надо делать мас­су бессмысленной работы. Многие не хотели даже обсуждать свое возмож­ное участие в различных конкурсах Минобрнауки, несмотря на потенци­ально большие деньги. Также неред­ко коллеги постарше, но не имевшие ресурса в виде обслуживающего персонала (лишних лаборантов и т.д.), от­казывали молодым иногородним кол­легам по программе мобильности, как только узнавали, сколько придется сделать для оформления их прико­мандирования. Нет времени — а у по­жилых людей, которых в нашей науке немало, тем более! — для того, чтобы погружаться в бумажную круговерть и перемещаться в бюрократическом пространстве за различными подпи­сями и согласованиями. Почему ниче­го этого нет за рубежом, а у нас рас­цветает — вот в чем главная загадка российской науки!

Новое руководство Минобрнауки РФ обещало всячески бороться с бю­рократическими завалами на пути на­учных исследований, что, конечно, все занимающиеся наукой только горячо приветствуют. Однако ясно, что здесь не обойтись «мелочевкой» и нужно при­нимать кардинальные меры, причем по разным направлениям. Общим пра­вилом должно стать реальное упро­щение бюрократических процедур, их «обрубание», вплоть до полной отме­ны везде, где это возможно.

Я хочу предложить следующий упрощенный подход к участию во всяких конкурсах на научное фи­нансирование (гранты и прочее), который может заметно разгрузить от бюрократического бремени. Ал­горитм включает три основных эта­па, которые реализуются только в электронном виде (никаких бумаг!).

1. Первичная заявка на грант долж­на быть оформлена лишь в виде не­большой статьи не более чем на 5 страниц с кратким резюме и рас­ширенным текстом заявки, с изло­жением того, что и как планируется сделать. В конце приводятся ссыл­ки (не более 5) на наиболее важные статьи заявителя гранта и других его участников (исполнителей).

2. Далее электронная заявка по­сле ее регистрации поступает экс­пертам (не менее трех).

3а. В случае положительных за­ключений и принятия решения о фи­нансировании данной заявки счаст­ливый заявитель гранта оформляет все необходимое для бюрократии. Как известно, за удовольствие надо платить! Хотя и в данном случае хо­чется, чтобы удовольствия было по­больше, а суеты вокруг него поменьше.

3б. Если решение будет отрицатель­ным, то заявителю высылают уведом­ление об этом, а также заключение экспертов (в анонимном варианте) без права обжалования. Их прочте­ние поможет несчастному заявите­лю понять ошибки и в следующий разулучшить качество своей заявки. Некоторым моральным утешением будет то, что ему не пришлось тратить свое драгоценное время на бюрократиче­ское оформление.

Данный подход можно приме­нить к любому виду научных конкур­сов, не только РФФИ и РГНФ. Если учесть, что в конкурсах выигрывает лишь небольшая часть заявителей, то в масштабах страны можно сэко­номить значительные ресурсы вре­мени, труда и бумаги как у научных работников, так и у управленцев, а некоторое количество деревьев не будет зря вырублено.

Кто-то скажет, что «мечтать не вред­но». Однако на собственном опыте знаю, что именно так работают по крайней мере некоторые зарубеж­ные фонды поддержки науки. Чего и нам желаю! Пусть муки научного творчества не заменяются бюрокра­тическими мучениями.

Предлагаемый формат означает ресурсную экономию «на входе», до получения гранта. Не менее, а может быть, даже и более важно резко со­кратить отчетные процедуры, которые по ряду государственных конкурсов могут составлять не десятки, а сотни и даже тысячи страниц. Однажды Санкт-Петербургский союз ученых выиграл региональный государственный грант для общественных организаций. Ког­да мы узнали о предстоящем объеме будущей отчетности по сравнительно небольшим деньгам, которые нам обе­щали, я предложил просто отказаться от этого гранта. Каково же было наше удивление, когда представители соот­ветствующего комитета пришли в шок от такого неожиданного для них ре­шения, стали уговаривать нас не отка­зываться и даже пообещали помочь с оформлением отчета. Конечно, очень приятно, когда попадаются такие впол­не милые люди, но лучше бы не было изначальной бюрократии. «Трудно только первый раз», — иногда можно слышать от некоторых научных работ­ников, поднаторевших в отчетах, или от опытных в бумагах управленцев — «а потом будет легче»! Но это поже­лание скорее напоминает дружеские советы старой деве и отражает неве­рие в возможность реального реше­ния проблемы. А растрачивать жизнь на пустяки в любом случае не хочется.

Лев Боркин,
Почетный председатель правления Санкт-Петербургского союза ученых,
член Президиума Российской ассоциации содействия науке»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам шашечки или ехать?

С 1 сентября вступил в силу Федеральный закон «О такси». Закон, благодаря которому, как надеются его инициаторы, на дорогах матушки России раз и навсегда исчезнут незаконные частные автоперевозчики — «бомбилы». Все такси будут с шашечками, и ездить на них станет безопасно, удобно и приятно во всех отношениях.

С 1 сентября, чтобы работать в такси, мало иметь на крыше машины маленький рыжий плафончик с шашечками. Теперь де юре необходимо прежде всего, как минимум, получить разрешение на таксомоторную деятельность (стоимость на одно транспортное средство в Пермском крае составляет 2600 рублей, в Москве оно выдается бесплатно). Оно выдается юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям (то есть водитель обязательно должен стать ИП), имеющим документ, подтверждающий право собственности на автомобиль. Да, да, вы не ослышались, теперь в качестве такси будет запрещено использовать автомобили, управляемые по доверенности, а также, находящиеся в аренде. Таксовать можно будет только на автомобиле, находящемся в собственности либо водителя (ИП), либо таксомоторной компании (юрлица). Разрешение на работу водителя такси будет выдаваться на пять лет. Эта так называемая «карточка таксиста» должна содержать данные о водителе и его автомобиле. И предъявлять ее таксист должен, естественно, по первому требованию пассажира.

Кроме того, водитель такси должен иметь водительский стаж не менее пяти лет, а перед началом работы проходить медицинский осмотр и осуществлять проверку технического состояния машины. Сам же автомобиль в обязательном порядке должен быть оснащен «таксометром, цветографической схемой на кузове и опознавательным плафоном оранжевого цвета на крыше». Как говорят в минтрансе Пермского края, в 2015 году все такси в крае должны будут окрашены в единый желтый цвет.

Правда, что-то мне подсказывает, что де-факто ничего не изменится. «Бомбилы» как ездили, так и будут ездить. Ведь для нормального человека главное не шашечки, а ехать.

Как сейчас работает стандартное пермское такси? Звонишь по телефону, говоришь куда надо, через какое-то время тебе перезванивают и говорят, что к вам, мол, подъехала синяя «десятка» с таким-то номером, и стоить это будет столько-то. А может, и не «десятка», а «семерка». И не синяя, а красная. А стоить — все равно столько-то. Потому что большинство пермских такси возят нас, любимых, под прикрытием диспетчерских служб. Эти диспетчерские службы не имеют ни собственного таксопарка, ни гаража. Это всего лишь несколько операторов, которые принимают заказы по телефону. С ними водители заключают договор об оказании услуг информационного характера, за которые платят «согласно прейскуранту». Однако обычно никаких документов — ни ИНН, ни свидетельства пенсионного страхования, ни свидетельства об открытии индивидуального предприятия — водитель не предоставляет. И оказывает услуги такси на личном автомобиле фактически как частное лицо.

Теперь подобные лавочки, по крайней мере официально, придется прикрыть. А что такое таксисту зарегистрироваться в качестве ИП? Это значит платить налоговые отчисления — раз, иметь счет в банке — два (кстати, за это тоже нужно платить), тратиться на консультационные услуги по оформлению налоговых деклараций (или, того хуже, брать дополнительно на работу бухгалтера с зарплатой) — три (а там можно начать изучать Налоговый кодекс, раздел о штрафах за налоговые ошибки), соблюдать кассовую дисциплину — четыре!

А что такое поставить таксометр? Честно говоря, вообще непонятно, зачем в двадцать первом веке такси нужен таксометр. Ведь тариф фиксированный, столько-то рублей за километр. Диспетчер, когда принимает заказ, определяет километраж и называет конечную стоимость проезда. Но — надо, значит надо. В таком случае вызывает интерес стоимость подобного оборудования. Стоимость таксометра в интернет-магазинах составляет порядка 15 тысяч рублей. В магазинах торгового оборудования, естественно, дороже. Кроме того, этот прибор подлежит обязательной регистрации в налоговых органах и постановке на абонентское обслуживание в аттестованных организациях. Также эта замечательная вещь имеет фискальную память. Для несведущих объясняю — наличие фискальной памяти подразумевает ежегодную замену блока ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная — авт.), стоимость которого на сегодняшний момент составляет порядка 7 тысяч рублей.

Что такое оснастить автомобили фонарем, пресловутыми шашечками и так далее, проходить регулярный медосмотр — это тоже понятно. Все это также требует денег. В общем, для того чтобы привести один автомобиль в соответствие со всеми нормами, вступившими в силу с 1 сентября 2011 года, необходимо вложить в него, по самым приблизительным подсчетам, около 50 тысяч рублей. Вопрос: будет ли водитель заниматься всей этой канителью? Тем более что административная ответственность за несоблюдение требований закона «О такси» наступает лишь с января 2012 года. И за работу без разрешения водителя будут штрафовать на 5 тысяч рублей. На 5 тысяч будут наказывать водителей за незаконное использование атрибутики такси — цветографической схемы и опознавательного фонаря. Фонарь в таком случае подлежит конфискации, а номера с машины снимаются. И, наоборот, за отсутствие атрибутики назначен штраф 3000 рублей, за невыдачу чека и отсутствие информации о компании в салоне автомобиля — 1000 рублей. Вот так.

Возмущаться по поводу нового закона таксисты могут долго. Но закон вышел, и его придется соблюдать. И если вы ездите официально, то придется ездить с шашечками и всеми остальными прибамбасами. Хотя вопросов по новому закону пока действительно гораздо больше, чем ответов.

— В службе такси, в которой я работаю, работают мужики разных профессий, — говорит Юрий. — И водители-профессионалы, и маркетологи, есть учителя, врачи и даже один вертолетчик. Так разве они сидели бы в такси, если бы могли найти в нашем городе хорошо оплачиваемую работу по специальности?! Естественно, 50 тысяч рублей на всякие переоснащения для нас — непоправимый удар.

Уже себе рисую ситуацию, исходя из личного опыта, а опыт у меня дай бог каждому, — перебивает его Владимир, — каждая вторая пьяная т. рь с «остатками» мелочи на такси, — вызвавшая такси к кабаку, начинает тебе втирать — ты мне ОБЯЗАН показать карточку таксиста.

— Цель федерального закона — обеспечить безопасность пассажиров, — вставляет свое слово Александр. — У меня вопрос — каким образом безопасность пассажиров зависит от единого цвета машин и шашечек?

— Я и любой другой адекватный таксист содержит машину в хорошем рабочем состоянии без всяких осмотров и проверяющих, — возмущается Сергей. — Потому как прежде всего, давайте честно, мы заботимся о безопасности своих з. ц, а потом уж о пассажирских. К тому же пассажир всегда может отказаться сесть в рыдван, что, по моим наблюдениям, зачастую и происходит. Просто не садиться в машину, если что-то не нравится. Тем более через минуту остановится другой. Порядок в этой сфере нужен, но не такими драконовскими мерами. Думаю, закон не будет работать так, как задумалось.

Со многими таксистами разговаривал, готовя данный материал. В новом законе «О такси» есть еще одно серьёзное ограничение: таксисты будут иметь право работать лишь на своей территории, пересекать границы региона будет запрещено. Получается, если строго руководствоваться положением закона, то обычная работа междугородного такси вообще превратится в театр абсурда: перевозить клиента из одной области в другую теперь можно, только если у таксиста есть разрешения, выданные обеими областями. А это стоит денег. И нервов. То есть везет таксист клиента в Ижевск. Доехал до поселка Чепца — и все, граница с Удмуртией, извини. Дальше не могу, таков закон. Голосуй, касатик, на трассе, авось, какой-нибудь удмуртский таксист случайно в поселок заглянет.

Нет, «бомбилы» как ездили, так и будут ездить. Какие там шашечки. «Бомбил», может быть, станет даже еще больше. Ведь штраф 5 тысяч рублей за незаконную езду — это все равно меньше, чем 20 тысяч ежегодно за законные траты. У «бомбилы» затрат ноль. Да и поймать, и наказать законного таксиста много проще, чем его нелегального конкурента. Такси легко идентифицировать, перечень требований и штрафов за их нарушение четко прописан, а чтобы выявить нелегала, надо провести небольшую спецоперацию — осуществить контрольную закупку услуги, видеозапись и так далее. А это, мягко говоря, не просто.

Максим, владелец одной из таксомоторных компаний, полагает:
— В каждом конкретном регионе будет происходить сокращение таксомоторных компаний за счет вытеснения с рынка мелких и средних, для которых новые требования будут непосильными и обернутся ростом издержек и снижением рентабельности. Останутся крупные таксомоторные компании, аффилированные властными структурами. Увы, возвращение разрешительного порядка будет создавать дополнительные барьеры для организации и ведения бизнеса. И мы получим ситуацию, когда количество таксомоторных компаний безусловно сократится, при том что количество «таксующих» останется прежним. Останется несколько состоятельных компаний, которые смогут позволить себе лицензии, и не подчинившиеся закону нелегальные таксисты, которые и дальше будут его игнорировать. Они будут привлекать клиентов более низкими ценами, а значит спрос на их услуги будет стабильным.

Голь на выдумки хитра. Нельзя шашечки будет размещать на борту без лицензии? Ладно, водитель сделает табличку «свободен», по типу дальнобойщиков, которые, чтобы не останавливали гаишники, на свои фуры вешают табличку — «пустой». И кто докажет, что он таксует? Свободен — это может лозунг такой. Как в песне — «Я — свободен»! У нас свободное государство, и, стало быть, я как его гражданин, тоже свободен. Да и вообще: представим, еду я на своей машине. Вижу руку, договариваюсь — едем. Тут меня останавливает Сотрудник — неважно какой, назовем его Сотрудник. Спрашивает — везем за деньги? Или по-другому спрашивает, неважно.

— Конечно нет, — отвечаю, — скучно стало, решил пообщаться.

Он — к пассажиру. Любой пассажир, если не дурак, подтвердит, что о деньгах речи не шло. Почему подтвердит? Ему нужна повестка в суд? Он что, идиот? Он просто хочет сэкономить, поэтому вышел поймать авто. А мое авто, между прочим, доброе, техосмотр пройден честно, дай бог все работает, едем с музычкой, задушевной беседой, дешевле только пешком.

Поэтому таксующий народ просто придумает схемы, этим все и закончится. Кстати, один мой товарищ, бывший нефтяник, владелец в том числе и таксомоторного бизнеса в славном Чайковском, уже придумал:

— Новый закон в Перми, может, и будет работать. В нашем же 80-тысячном Чайковском, а особенно за городом, где дорог практически нет, есть одни направления, там только на уазиках таксовать. Даже если и найдется сумасшедший, который купит десяток новых авто, раскрасит их, оборудует под такси, — он никогда их не окупит. Проезд по городу в среднем 70 рублей, он только угробит машины. И за хорошие деньги разрисованное авто уже не продать. У меня свое небольшое агентство, пятнадцать машин по трудовому договору. Машины разные, от «классики» до «Мицубиси-Лансер», разных возрастов, причем больше половины не подходят под закон. Но я решил немного схитрить. Добавил в деятельность — доставка товаров и клиентов, заключил фиктивные договора с магазинами об аренде земли около них. В итоге, мы формально занимаемся доставкой товаров и клиентов, хотя де-факто продолжаем работать как такси, только поменяли название.

Шашечки или ехать

Сначала напомню анекдот для тех, кто не знает:

Подходит мужик к таксисту, смотрит на машину и говорит:

— Слушай, а что это у тебя машина непонятного цвета?!

— И почему написано слово «ТАКСИ» неразборчиво?

— И почему шашечки неровно нарисованы?

На что таксист отвечает:

— Так вам нужны шашечки или вам надо ехать?

У меня где-то между 20 и 30 годами произошел такой психологический и установочный перелом в отношении к действительности. От довольно идеалистичных представлений, коими грешать все молодые, я перешел к более практичному и может быть циничному взгляду на жизнь (хотя всячески убиваю в себе циника, ибо это неконструктивно). Грубо говоря, я осознал, что жизнь очень коротка, движения к любым более менее серьезным целям требует огромной концентрации усилий, что среда, где движение происходит, очень важна и самообманом является игнорирование этого. Даже в идеальных условиях что-то идет не так и медленнее ожидаемого. Среда обитания (общество, страна, институты) очень важна, т.к. может сильно способствовать продвижению или же затруднять и замедлять его настолько, что будет шаг вперед, а результат — два шага назад и огромная фрустрация, т.к. плывешь ты против течения или бежишь с мешком на ногах, хотя это никому не нужно и «молодец» тебе никто за это не скажет. Цели, в общем, были и остаются такие: заниматься любимым делом — наукой. Наука интернациональна и потенциально благо (или не благо) для всех. Понятно, что не всей наукой вообще. Конкретно, познанием того, как работает пространственное мышление (часть большого дела под названием «познаем мозг — один из самых сложных объектов», в котором есть маленькие подзадачки, типа познанием разных компонентов) и понимание того, как животные и человек находят себя в прострастве. Плюс просвещение (высшее образование, подготовка умных и умеющих решать сложные нестандартные задачи профессионалов, разные формы сообщения обществу о научных достижениях,). Плюс я человек в душе предприимчивый, и мне очень хотелось бы (уже не знаю, получиться ли), поучаствовать в разработке неких прикладных вещей, неких продуктов, использую свои знания и умения.

Так вот, став более практичным, я с удивлением и непониманием смотрю на людей, который на полном серьёзе живут для «величия великой страны N», чтобы нация X была великой, чтобы молодежь Y гордилась своим прошлым и своим лидером, чтобы народ XYZ встал с колен и не дай бог великая страна N, не дай бог, не разделилась. Короче, всю свою энергию люди тратят на раскрашивание шашечек, а ездить как-то не хотят или не могут.

И вот что хочется сказать им всем, из разных стран и весей. Чуваки, вы пылинки на теле планеты и истории. Ваша жизнь — мгновение. Кому какое дело, где проходят границы. Границы — условность. Важнее, как живут здесь и сейчас люди и что вы для этого сделали, а в каких границах вообще не важно. Если они живут в относительно достатке, у них рационально и гармонично всё устроено, если они счастливы, то плевать, это большая Россия или Поволжская народная республика или Федеративная Республика Макарония. Величие и невеличие истории и страны — это фантом, it’s all in your head. Вот знания, прогресс — это реальность, это то, что изменяет вашу действительность просто на ваших глазах. Вот миллионы лет мы, да вообще никто из биологических форм жизни, не понимал, как работает мозг и как появилась Вселенная, а последние годы мы, эти несчастные и короткоживущие сгустки протоплазмы с именами коля, вася, саймон и ли ван ю, поняли и оставили это потомкам навсегда в виде текстов (разве что они будут уничтожены все до единого, что не просто). Какая разница, какая была история и сколько в ней было побед. Вы к ним уже никогда не будите иметь отношения. В реальность есть только вы, существующие здесь и сейчас, и если вы ничего не делаете, то и не сделаете, так что вы будите еще одним пшиком мироздания.

Вам шашечки или ехать?

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 255 059
  • КНИГИ 583 393
  • СЕРИИ 21 648
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 538 474

ВАМ ЕХАТЬ ИЛИ ШАШЕЧКИ?

ВАМ ЕХАТЬ ИЛИ ШАШЕЧКИ?

Хотя «социализм» и «капитализм» слова-вывески, подобные «шашечкам», по которым узнают такси, но различие между этими концепциями жизни общества все еще существует. Различие между ними не в том, какая доля и каких производственных мощностей в собственности государства, а какая доля и каких производственных мощностей в иных видах собственности.

«Социализм» — это общество на основе отсутствия в мировоззрении народа понятия «господин», относимого к другому человеку. Каждый, употребляя слово «господин», тем самым подразумевает, что он сам — холоп, невольник, раб, покорный слуга господина. Уважение к другому человеку выражается не в слове «господин», а в словах «уважаемый», «друг», «товарищ», «брат», единящих людей, а не выстраивающих иерархию холопов и господ в обществе по принципу «я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак» и «подумать только: такой маленький мальчик, а уже сын губернатора!»

«Капитализм» — разновидность общественного устройства на основе холопско-господских отношений.

Социализм в СССР не состоялся потому, что марксисты-международники не поняли и отрицали, что нравственность и этика взрослого поколения первичны по отношению к его хозяйственной деятельности и выражают себя в ней, как и во всей остальной общественной жизни, и в совокупности с которой определяют нравственность, этику, экономику и всю общественную жизнь последующих поколений. Как только партноменклатура возомнила себя господами и стала видеть во всех прочих «товарищей Быдловых», а все прочие стали завидовать образу жизни «элиты», вместо того, чтобы изжить ее из общества, социализм кончился. И произошло это не в августе 1991 г.,а гораздо раньше:в 1950-60-е годы, но прошло незамеченным для многих.

Исторически реально можно выделить всего два типа нравственно обусловленных этических концепций самоуправления общества. ПЕРВЫЙ: Управление ведется узкой корпорацией в ее же корпоративных интересах и корпорация воспроизводит себя на основе кланово-«элитарной» социальной базы. Остальное общество — подавляющее большинство населения не знает, как изменить характер управления, довольствуется жизненными благами цивилизации по остаточному принципу, а его недовольство игнорируется и подавляется, насколько это возможно. Основой этого типа общественного устройства является монополия «элитарной» корпорации на знание и навыки, позволяющие ей доминировать в сфере управления общественной в целом значимости, и воспроизводящей себя из поколения в поколение. Рабовладение, феодализм, дикий капитализм, демократически-цивилизованный капитализм — все принадлежат к этому типу холопско-господских многоступенчатых личностных иерархий и отличаются только характером практических навыков и теоретических знаний, владея которыми возможно доминировать в «элитарном» управлении в обществе: от грубой силы до изощренных методов промывания мозгов и кодирования психики.

ВТОРОЙ: Социальной базой сферы управления на всех уровнях является все общество и в управлении осуществляется стратегия, обеспечивающая удовлетворение жизненных интересов всего населения, включая и его безопасность во всех отношениях: от психологической безопасности до экономической и физической (телесной) безопасности. Реализация этого жизненного уклада требует, чтобы общество, его государственность (система профессионального управления) из поколения в поколение обеспечивали реально равные возможности в получении сколь угодно высокого образования и его использования в профессиональной деятельности выходцами изо всех социальных групп соответственно способностям каждого ребенка, а не в зависимости от родственно-приятельских связей и доходов в семьях родителей. Как следствие, отсутствие холопско-господских отношений в иерархии личностей, семей, кланов,выражается в статистике реальной доступности сколь угодно высокого образования и неограниченного трудоустройства выходцев изо всех социальных групп, различаемых по разным признакам. Ликвидация монополии на знание имеет следствием ликвидацию вторичных по отношению к ней монопольно высоких цен на продукт труда в «престижных» отраслях деятельности, и прежде всего в сфере управления.

Различия же в формах собственности на средства производства — это различные ограничения на управление производством и распределением продукции, ограничения, принятые в кадровой политике при формировании прежде всего управленческого корпуса, налагаемые традициями общества и его возможностями в обработке и передаче информации. Вследствие этого административная структура народного хозяйства и при «социализме», и при «капитализме» может быть очень похожей. Различия же будут в социальном происхождении управленцев и в роде деятельности их потомков и потомков тех, кто не входит в управленческий корпус общества.

Существо дела не в словах «социализм»-«капитализм», а в реальных нравственности и этике общества, выражающих себя в одной из двух этих генеральных концепций общественного устройства, а также в степени смешения их в укладе жизни одного и того же общества и его социальных групп.

Есть люди, которые осознанно (более или менее) придерживаются той или иной концепции в своем поведении. Существование противоположной по смыслу концепции воспринимается ими в качестве ошибки управления обществом, которая должна быть так или иначе устранена. В зависимости от того, что общество искореняет из своей жизни, оно либо обретает будущее, либо утрачивает его, вследствие чего сходит с исторической сцены, поскольку каждой из концепций сопутствуют и внесоциальные факторы, определяющие жизнь людей в обществе и жизнь общества в биосфере планеты. И чтобы жить, следует не блудить словами, а концептуально определиться в намерениях и средствах по их существу.

«Шашечки» или ехать

Любопытно заглянуть в недавнее прошлое – что было актуальным при обсуждении проблем такси еще пять лет назад? Например, руководство московского департамента транспорта обсуждало необходимость единого диспетчерского телефона, что сейчас кажется архаикой: появились интернет-агрегаторы, и телефон перестает быть основным способом вызова такси (хотя, конечно, он останется в числе таких способов). Современные информационные технологии революционно трансформируют рынок перевозок легковыми автомобилями, включая в него помимо традиционных таксистов – легальных и нелегальных, бомбил – массы обычных автовладельцев, у которых возникло желание взять пассажира – то ли затем, чтобы подзаработать, то ли окупить затраты на бензин, то ли просто чтобы было с кем поговорить в длинной дороге. Можно сказать, что и этот рынок попал в сферу «распределенной экономики», в которой продавец и покупатель получили возможность связываться друг с другом напрямую. В этой же сфере и другие рынки, услуги на которых традиционно оказывают граждане, например рынок мелких домашних ремонтов.

В этих условиях попытки законодательного регулирования интернет-агрегаторов неизбежно отстанут от развития технологий: возникновение новых форм для обеспечения связи между водителем, желающим оказать услугу, и пассажиром, желающим ее получить, – дело недолгое, такими формами могут стать даже группы в социальных сетях. А любая новая форма выскочит из-под регулирования просто в силу особенностей юридической техники.

Да что говорить о юридической технике, когда остается неясной суть гражданско-правовых отношений между пассажиром и компанией-агрегатором: то ли оказывается услуга фрахтования такси, то ли просто информационная услуга.

Понятно, что государство не может отказаться и от сбора налогов в сфере перевозок пассажиров легковым транспортом. Что касается агрегаторов, то с 1 января все они – не только российские, но и зарубежные – должны платить НДС. Один из крупнейших агрегаторов, Uber, уже получил разъяснение ФНС о том, что делать это можно через российских партнеров, не регистрируя в России дочернюю фирму. Сложно представить, как такие партнеры – перевозчики, большинство из которых пользуются упрощенным режимом налогообложения, т. е. не платят НДС, – будут выступать «налоговыми агентами» Uber. Возможно, с крупных агрегаторов собрать налоги как-то и удастся, но это будут налоги только с той комиссии, что остается у агрегатора, – основная масса перевозчиков в лучшем случае заплатит минимальные налоги, выбирая между патентом, налогом на вмененный доход и упрощенной системой налогообложения, а в худшем – не заплатит ничего; последнее в полной мере касается тех, кто позиционируется не как такси, а как водитель, готовый взять пассажира по пути.

Дискуссионен и оптимальный уровень регулирования такси. Сейчас основное регулирование осуществляют субъекты Федерации, именно они выдают разрешение на каждый автомобиль-такси. И кое-где, например в Москве, властям удалось за последние годы многое сделать для приведения такси в цивилизованный вид. В то же время пассажирам нужно ездить через границы субъектов Федерации, а по действующим правилам таксист, привезший пассажира из Москвы в Мытищи или наоборот, не может взять в «чужом» субъекте Федерации пассажира, а должен возвращаться назад. Эта норма – если бы она выполнялась – влечет рост порожних рейсов и противоречит задаче разгрузки дорог столичной агломерации; однако, если ее просто отменить, Москва может наполниться таксистами из других регионов, как бы случайно, по заявке пассажира, заехавшими в столицу.

Систему регулирования такси нужно срочно перенастраивать, но с учетом новой информационной и экономической реальности, а также с учетом сохранения, хоть и в меньшем объеме, традиционных форм его использования – посадки на стоянках и просто на улице при виде машины с зеленым огоньком и шашечками.

Просто уйти от регулирования перевозок легковыми машинами государство не может – эта деятельность отличается от тех же мелких домашних ремонтов, которые государство фактически не регулирует никак. В перевозках важны проблемы безопасности – и безопасности дорожного движения, и криминальные проблемы. Пассажир хочет быть уверен, что к нему приедет исправный и безопасный автомобиль с квалифицированным водителем, а таксист – что очередной пассажир сядет к нему не с целью угона машины. Как пишет Николай Кащеев, «чтобы распределенная экономика работала должным образом, нужен высокий уровень горизонтального доверия между людьми, производителями и потребителями, практически без участия посредников и в условиях ограниченного влияния принуждающих структур».

Может ли государство предложить что-то для повышения уровня доверия в «распределенной экономике»? На рынке мелких домашних ремонтов, видимо, не может, тут потребителю придется полагаться на отзывы клиентов о каждом предлагающем услуги мастере. А вот на рынке перевозок именно государство располагает информацией, важной для каждого потенциального пассажира, например: какого возраста машина, была ли в крупных авариях, каков стаж водителя, часто ли его наказывали за нарушения правил движения, был ли он виновником аварий?

Конечно, таксист и сам может написать, что у него 30-летний стаж, машина новая и ни он, ни она в авариях не были, только доверия к этому у потребителя не будет. Другое дело – если это подтвердит государство, опираясь на базы данных, прежде всего ГИБДД. Естественно, с согласия самого таксиста – никто не должен принуждать его к раскрытию информации. Только клиентов у таксиста, не желающего ее раскрывать, наверное, будет существенно меньше.

Таким образом, именно на рынке перевозок такси (и вообще легковыми машинами) государство может не только регулировать, но и предложить важную услугу, повышающую уровень доверия между участниками рынка и, следовательно, способствующую его росту. А рост этого рынка влечет позитивные последствия: повышение мобильности населения, снижение использования личных машин, что важно в крупных агломерациях с дефицитом дорог и высоким уровнем загрязнения атмосферы. Кроме того, у водителей – участников рынка будет создан дополнительный стимул к соблюдению правил дорожного движения, что позитивно повлияет на динамику дорожно-транспортных происшествий.

Предоставлять услугу целесообразно на базе интернет-портала, в котором регистрировались бы все желающие везти пассажира – как водители, так и автомобили. Государство из своих баз данных может добавлять туда актуальную информацию, влияющую на надежность перевозчика, вплоть до онлайн-данных о последнем предрейсовом медосмотре и пробеге за последние сутки (переутомление водителей – одна из серьезных причин ДТП). Компании-агрегаторы, выбирая машину по заказу клиента, могли бы отбирать перевозчика как исходя из пожеланий пассажира (например: «машина не старше пяти лет», «водитель, за последние три года не попадавший в ДТП»), так и исходя из собственных соображений по безопасности процесса перевозки.

В механизм такой государственной услуги может быть встроено и налогообложение. Присутствие на портале для перевозчика должно быть платным, причем одна часть платы должна окупать портал, а другая – зачисляться в бюджетную систему в качестве налога – не очень обременительного и единственного, которым облагаются доходы от перевозок. Плата эта может дифференцироваться, причем не только в зависимости от места регистрации перевозчика (или тем более от места прописки водителя, которое может отстоять от региона, где он возит пассажиров, на многие тысячи километров). Фиксация на таком портале в онлайн-режиме мест посадки пассажиров позволит не только дифференцировать налог в зависимости от места фактической перевозки, но и зачислять его в соответствующий местный бюджет.

Конечно, такая модель регулирования не изгонит полностью серых перевозчиков, поскольку всегда найдутся желающие с дисконтом поехать на машине с неизвестной историей; но она сделает рынок перевозок более безопасным и прозрачным, позволит стабильно собирать налоги, причем именно бюджетам по месту фактических поездок. Хотя до следующей революции в такси, которая потребует новой модели регулирования – а это, судя по всему, будет приход беспилотных машин, – осталось уже и не так долго.

Автор – заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Ссылка на основную публикацию