Статистика ДТП в ЕС за 2018 год | Portal-Audi.ru

Статистика ДТП в ЕС за 2018 год

«Война на дорогах» Литвы: как полиция «пиарится» на ДТП

Полиция Литвы объявила войну с нарушителями правил дорожного движения. Тем не менее количество аварий на дорогах не только не уменьшилось, но и стало расти. Почему так происходит?

В июне Министерство коммуникаций и транспорта Литвы опубликовало оптимистичный пресс-релиз, в котором отмечено: «Количество погибших на дорогах Литвы сокращается быстрее, чем в других странах Европейского союза. В сфере безопасности движения страна прогрессирует. Смело можем утверждать: от «войны на дорогах» мы успешно движемся к нулевым показателям [в статистике ДТП]».

Министр Рокас Масюлис в комментариях для местных СМИ подчеркивал: «По данным Европейского совета по безопасности транспорта, в 2001-2018 годах количество жертв на дорогах Литвы сократилось на 75,9% – это самое большое сокращение в странах ЕС».

Действительно, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом количество погибших на дорогах снизилось на 11%, со 191 до 170. Жертвами ДТП оказались 61 водитель (в том числе 13 мотоциклистов и один водитель мопеда), 61 пешеход (16 сбито на пешеходных переходах, а 43 погибли в темное время суток). Другими погибшими оказались 32 пассажира и 10 велосипедистов. Среди жертв – 9 несовершеннолетних.

Сокращение смертей на 11% – цифра хорошая, но въедливые эксперты по безопасности движения дважды «подловили» пресс-службу Минтранса на манипуляциях. Во-первых, выяснилось, что Литва все еще отстает от среднего годового показателя Евросоюза по количеству погибших в ДТП на 1 млн жителей. В 2018 году этот показатель в ЕС равнялся 49 погибшим. Во-вторых, чиновники министерства скрыли, что в 2018 году общее количество ДТП увеличилось на 5%, а число пострадавших – на 6%.Дороги и солдаты. Почему в Литве участились ДТП с военными НАТО

Такая уж работа у госслужащих – приукрашивать и завышать данные в свою пользу. Но июль перечеркнул убаюкивающую статистику и победные настроения. Литовские СМИ буквально через день рассказывали о страшных авариях со смертельными исходами. Разного рода комментаторы, в том числе представители дорожной полиции, тут же принялись выяснять, за счет чего произошел чудовищный скачок аварийности.

Например, старший специалист отдела административной деятельности и контроля за движением дорожной полиции Мария Казанович считает, что «больше всего ДТП в Литве происходит по вине молодых водителей. Они нередко переоценивают свои возможности, а многие ДТП происходят из-за желания покрасоваться за рулем».

В подтверждение этого тезиса полицейский чин привела некоторые данные из статистики дирекции автомобильных дорог. Оказывается, «25% всех ДТП совершают молодые водители в возрасте 25-34 лет и еще почти 20% – до 24 лет. Поэтому можно сказать, что треть всех автоаварий происходит по вине молодых людей до 30 лет. Среди пострадавших мотоциклистов наблюдается эта же тенденция: жертвами ДТП становятся мужчины в возрасте 25-34 лет».

Альфред Шуликовский, профессиональный эксперт в области безопасности движения автотранспорта (в 1981 году закончил транспортный факультет ВИСИ – вильнюсского инженерно-строительного института, – по специальности «Автомобильная техника») высмеял этот пассаж.

– Г-н Шуликовский, можно ли доверять озвученной статистике?

– Развивая мысль Казанович, можно утверждать: 1/3 ДТП в Литве совершают водители до 30 лет, 1/3 – в возрасте от 31 до 55 лет, оставшуюся часть – водители старше 55 лет. Если говорить о статистике потерь среди мотоциклистов, то следует помнить, что в Литве право на управление самыми мощными мотоциклами можно получить с 24 лет. Мощный – это самый скоростной, не предназначенный для банальных «покатушек» с одноклассницами.

«Бритвы» летят не хуже пули. У сyпеpбaйка BMW S1000 RR с мощностью двигателя в 193 лошадиные силы предельная скорость 299 км/час. Он разгоняется до 100 километров в час за 3,1 секунды. На Kawasaki Ninja ZX-14R установлен двигатель мощностью 200 лошадиных сил, что позволяет разгонять байк до 300 км/час.

Эти машины сделаны для настоящих мужчин. Но часто оказываются под совсем молодыми. Вы представляете себе, во что превращается хозяин такого коня, если на скорости в 200 километров в час попадает в лоб грузовику? Я сам фанат мотоциклов, но знаю мало случаев, когда человек бы отделывался испугом или ушибами.

– Еще одной причиной летних аварий на дорогах называют небольшой водительский стаж участников движения.

– По официальной статистике, аварии на дорогах чаще всего совершают водители со стажем до 12 месяцев, с годовалым стажем и со стажем больше 40 лет. Основная причина происшествий – превышение скорости. Хотя существует и немало экзотических теорий.

Например, довелось читать, будто Лаура Шейбокайте, доцент кафедры психологии утверждает: та часть человеческого мозга, которая отвечает за принятие важных решений, формируется до 25 лет. Иными словами, молодые водители не всегда способны оценить ситуацию на шоссе и сделать правильный выбор. Думаю, это лжетеория, иначе зачем выдавать права на управление транспортным средством лицам моложе 25 лет? Или, например, людям с ограниченными возможностями, беременным женщинам и так далее.

– Как, по-вашему, в чем кроются причины ДТП со смертельным исходом?

– Я не очень люблю такие формулировки — со смертельным исходом. Разве не трагедия, если ребенок после ДТП остается инвалидом на всю жизнь? Разве рад молодой человек, которого врачи собрали по кусочкам, но обрекли на прозябание в инвалидной коляске?

Думаю, причин основных три: безалаберность за рулем, алкоголь и грубое нарушение скоростного режима.

Несоблюдение скорости, по статистике, дает в Литве 20% всех ДТП.

Причем опасность представляют даже тихоходы, позволяющие себе двигаться со скоростью 90 километров в час даже там, где максимально разрешенная скорость достигает 120 или 130 километров час, как на автострадах Вильнюс – Паневежис или Каунас – Клайпеда.

CC BY-SA 3.0 / wikimedia / August BigHead Автомагистраль Каунас – Клайпеда

Что касается алкоголя в крови водителя, здесь комментарии излишни. В 2018 году поймано 3998 пьяных за рулем. В крови 2112 выявлено более 1,5 промилле алкоголя в крови. Это предусматривает уголовную ответственность. Но реально до судов доведены не более 200 самых вопиющих случаев. В июне 2019 года проверено 13,5 тысяч водителей и найдено 479 пьяных. Много. Но спросим себя: а сколько избежало полицейских засад?

– А что такое, по-вашему, безалаберность за рулем?

Под безалаберностью я понимаю хулиганскую манеру вождения, пренебрежение дорожными знаками, ремнями безопасности или специальными креслами для перевозки детей, игнорирование сигналов светофоров, особенно на пешеходных перекрестках, использование в движении мобильных телефонов, иных гаджетов, неуважение к другим участникам движения, вовремя неподанный сигнал поворота.

Кажущиеся мелочи не всегда в решающий момент остаются мелочами. Например, черная кошка дорогу перебежала. Как правило, водитель притормозит или вовсе пропустит вперед другую машину, плюнет через плечо, перекрестится. Кошка – дурная примета. А бешено нестись по дороге после знака ограничения скорости «30» дурной приметой почему-то не считается.

К сожалению, люди перестают заботиться не только о чьей-то безопасности, но даже о собственной. Мощные моторы автомобилей и мотоциклов подталкивают водителей игнорировать ограничения скоростных режимов. Из-за таких привычек даже на самых безопасных дорогах гибнут люди. Например, автомагистраль Каунас – Клайпеда считается отличной. Но в 2019 году здесь уже погибли трое, а 49 участников движения получили ранения. Ну-ка, пересаживайся? Выгодна ли инициатива отказа от старых автомобилей в Литве

– Дорожная полиция Литвы делает от нее все зависящее для обеспечения безопасности движения. По крайней мере, так утверждают полицейские чины.

– Думаю, они страдают кампанейщиной. Выросло количество аварий в июле – полиция тут же заявила об ужесточении контроля за участниками движения. Мол, никакой терпимости к нарушителям ПДД. Превысил скорость на 1 км/час – штраф. Пьешь кофе за рулем – штраф. Между тем, ремень – хорошая вещь, но с его помощью не все проблемы решаемы.

Например, установлены на оживленных дорогах более 40 секторных камер фиксации скорости. Этот прибор фотографирует въезд машины в зону, выезд и делит расстояние на время пересечения. Хорошая техника? Безусловно, но только для дисциплинированных.

Дорожные орелики поступают так: летят с превышением скорости. Перед выездом из зоны контроля останавливаются на обочине, не спеша курят или перекусывают. Камера на финише показывает: средняя скорость была, допустим, 86 км/час при разрешенных 90. Претензий нет.

И зеркальный вариант: ехал водитель по зоне контроля со средней скоростью 93 км/час. Превысил допустимые 90 – получи штраф.
Второе наблюдение: с городских улиц исчезли полицейские. Техника, конечно, шагнула далеко вперед. Но кто решил, что человек в форме с жезлом в руках утратил актуальность? Спросите у любого водителя: больше дисциплинирует полицейский на дороге или фотоаппарат на столбе?

Беда и в том, что руководство дорожной полиции время от времени воспитывает отдельные группы участников движения – пешеходов, велосипедистов, водителей гужевого транспорта и так далее. Нет объемлющей стратегии, комплексной программы. Никто не слушает экспертов по безопасности движения, потому что они своими репликами мешают чиновникам дорожной полиции пиариться на крови.

Дорожная полиция хвалится: с начала года проведено более 50 превентивных мероприятий. Много это или мало? Если произошел катастрофический рост ДТП, можем ли мы хвалиться цифрами? Формула любого успеха предельно проста – нужно усердно работать. Чем, на мой взгляд, литовская дорожная полиция похвалиться пока не может.

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

Самые частые ДТП в России

Каждый день на дорогах страны происходит 460 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 50 человек.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2018 году в стране произошло 168 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 18 тысяч человек. Еще 215 тысяч человек получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор дорожной аварийности за 2018 год, Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 1,7 МБ

Каждая десятая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибло 4645 человек — это четверть всех смертей на дорогах.

12,5% аварий заканчиваются тем, что один из участников ДТП уезжает с места происшествия, 40% из них так и не найдут. Еще 1,5% автовладельцев бросают машину и сбегают сами — но таких находят почти всегда.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 414 погибших. На втором месте Ингушетия: 291 погибший. На третьем — Кабардино-Балкария: 270. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 36 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике страховщиков, примерно треть водителей оформляют такие ДТП по европротоколу. В 2017 году без вызова автоинспекторов обошлись примерно 500 тысяч водителей.

Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит около 750 тысяч ДТП без пострадавших. Из них 250 тысяч оформляется по европротоколу.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается треть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от двух до десяти лет.

Четыре из пяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают Солярисы и Киа Рио: по каждой из марок 27% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 25% владельцев застрахованных автомобилей обращались к страховщикам. На третьем месте Форды Фокусы: 19%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — когда машина переворачивается, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 428 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Больше половины — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получают травмы и гибнут здесь в три раза чаще, чем на городских улицах. Самые опасные ДТП — на высокоскоростных федеральных трассах: каждая вторая смерть в автоавариях случается за городом.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Новосибирская область: в прошлом году 20% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место делят между собой Москва и Московская область: пострадали 17% авто. На третьем месте Краснодарский край: 15%. Самые аварийные места в стране — на перекрестках Новосибирска.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе: в прошлом году в этом месяце случилось 17 тысяч ДТП с пострадавшими. Для сравнения, в феврале — почти в два раза меньше. Самый аварийный день недели — суббота. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Август, субботний вечер, Новосибирск. Среднестатистический 39-летний россиянин Александр едет по городу на своем Солярисе. Он не первый год за рулем — стаж вождения 7 лет. Но, проезжая очередной перекресток, Александр не замечает знака «Уступи дорогу» и врезается в Киа Рио. Пострадавших нет, а повреждения у машин несерьезные: у Соляриса разбита фара и бампер, у Рио погнулось крыло. Александр и владелец пострадавшего автомобиля оформляют аварию по европротоколу и разъезжаются. Занавес.

В США в 2018 году зафиксировано рекордное за последние 28 лет число погибших на дорогах

По данным американской Ассоциации по безопасности дорожного движения (GHSA), за прошедшие 10 лет на американских дорогах погибли почти 50 тыс. пешеходов. А 2018 год, по предварительным данным, вообще стал рекордным по этому печальному показателю за последние 28 лет — жертвами ДТП на дорогах США стали 6 тыс. 227 пешеходов. Главными факторами гибели людей становятся плохая освещенность улиц в ночное время, гаджеты, увеличение числа грузовых автомобилей и внедорожников и т.п.

Как отмечает в ежегодном докладе американская Ассоциация по безопасности дорожного движения, в последние годы резко выросло число случаев гибели пешеходов на американских дорогах. За десятилетний период с 2008 по 2017 годы число таких случаев увеличилось на 35%: если в 2008 году на дорогах страны погибли 4 тыс. 414 пешеходов, то в 2017 году уже 5 тыс. 997. За весь десятилетний период погиб 49 тыс. 341 пешеход — в среднем 411 человек в месяц. И это притом, что общее число жертв всех видов ДТП за этот же период сократилось на 6% (с 33 тыс. 009 до 31 тыс. 156), то есть водители и пассажиры транспортных средств стали гибнуть реже, а пешеходы — чаще.

За 2018 год у GHSA пока нет окончательных данных, которые организация получает от губернаторов штатов, однако предварительные цифры позволяют предполагать, что минувший год будет рекордным по числу жертв среди пешеходов с 1990 года.

В числе главных факторов, сказавшихся на росте этого показателя, как ни странно, стремление американцев к здоровому образу жизни: они стали больше ходить пешком, будь то дорога на работу или просто прогулка. Кроме того, на дорогах страны стало больше грузовых автомобилей и внедорожников, ДТП с которыми заканчиваются большим числом жертв, чем с легковыми автомобилями. Например, число смертей пешеходов в результате ДТП с участием внедорожников с 2013 года выросло на 50%, а с участием легковых автомобилей — на 30%.

При этом чаще всего люди гибнут в темное время суток и не на шоссе, а на дорогах местного значения и улицах населенных пунктов, особенно когда переходят их в неположенном месте. На них приходится 90% роста числа погибших пешеходов за последние 11 лет. Как отмечают в GHSA, еще одним возможным фактором является широкое распространение гаджетов, на которые отвлекаются как водители транспортных средств, так и сами пешеходы.

Основные причины ДТП в 2018 году в России

Данные по отдельным штатам отличаются иногда очень значительно: если в Нью-Гемпшире в 2018 году погиб всего 1 пешеход, то в Калифорнии 432. В число штатов с худшими показателями наряду с Калифорнией входят Флорида, Техас, Джорджия, Аризона, Нью-Йорк и Северная Каролина. На первые пять из них приходится почти половина всех трагических случаев с пешеходами.

Комментируя полученные данные, автор доклада Ричард Реттинг заявил, что «пересечение улицы не должно становиться смертным приговором» для пешехода. Эксперты призвали повысить эффективность регулирования дорожного движения, улучшить дорожную инфраструктуру, в том числе освещение улиц, а также проводить больше просветительских мероприятий, чтобы «помочь водителям и пешеходам безопасно сосуществовать».

Шведские дороги сегодня самые безопасные в ЕС. Как им удалось добиться такого результата?

Двадцать лет назад в Швеции каждый год на дорогах гибли более 500 человек, то есть было почти 60 жертв на 1 миллион человек. В 2017 году в результате ДТП в Швеции погибли лишь 253 человека или в среднем 25 человек на 1 миллион населения. Это самые низкие цифры в ЕС: еще меньше людей сегодня гибнут на дорогах в Норвегии, не входящей в Евросоюз.

Для сравнения, в России в 2017 году число погибших на дорогах в пересчете на 1 млн человек составило 130 погибших, более чем в пять раз больше, чем в Швеции. В Казахстане, по официальным данным, в прошлом году на один миллион жителей пришлось 114 оборвавшихся на дорогах жизней, в Кыргызстане – 146, в Азербайджане – 74, в Беларуси – в среднем 62 жертвы ДТП на миллион жителей.

Швеции удалось достичь впечатляющих успехов в снижении смертности от ДТП. Но произошло это не само по себе: шведы считают, что успех во многом был достигнут благодаря стратегии Vision Zero и правильному планированию дорожной инфраструктуры, а вовсе не благодаря драконовским штрафам или жестким действиям полиции.

Что конкретно в Швеции за двадцать лет было сделано для повышения дорожной безопасности? Рассказал об этом Маттса-Оке Белина, специалиста по безопасности из Транспортной администрации Швеции.

– В 1997 году парламент Швеции принял стратегию Vision Zero, в которой было декларировано намерение свести дорожную смертность и серьезный травматизм к нулю. Не слишком ли идеалистичными были эти планы?

– Когда мы начинали обсуждать Vision Zero в 90-х годах прошлого века, то в самом деле это было видением. Сейчас мы воспринимаем эту стратегию больше как цель.

– В чем суть этой стратегии?

– Vision Zero – это изменение подхода к вопросу дорожной безопасности. Люди, водители и пешеходы, делают ошибки. У нас на дорогах есть молодежь, пожилые люди. Есть разные люди, которые совершают самые идиотские поступки на дорогах и улицах. Поэтому ответственность за безопасность на дорогах автоматически ложится на нас, создателей дорожной системы.

Я могу привести пример того, что конкретно мы делаем в рамках Vision Zero. В конце 90-х мы думали, как решать проблему лобовых столкновений двух машин, в которых регулярно гибли люди.

Сначала мы думали переделать существующие широкие дороги в магистрали. Но это было очень дорого и не очень оправдано, так как плотность населения в Швеции невелика, и многополосные дороги не были бы загружены. Традиционный подход в этих случаях – информационная работа с водителями, ужесточение их ответственности за поведение на дорогах и так далее. Но, по большому счету, он тоже был неэффективен.

Тогда мы вместо обычных двухполосных дорог придумали так называемые дороги «2+1»: каждые несколько километров у вас на дороге есть две полосы в одном направлении движения.

Это дает возможность водителям спокойно опережать другие машины. А посередине такой дороги мы установили барьеры из металлических тросов: они реально очень плавно тормозят машину. То есть мы как будто ставим на дорогах дополнительные ремни безопасности, только вне автомобиля.

Мы построили уже более трех тысяч километров таких дорог – и они более чем на 90% безопаснее тех, что были раньше. И также в разы дешевле автомагистралей.

– Как работает Vision Zero в населенном пункте, городе или селе?

– Допустим, у вас есть классический четырехсторонний перекресток. Традиционный подход для решения вопроса безопасности на этом перекрестке – установка светофора. Он действительно снизит количество аварий, но те, которые произойдут, напротив будут очень серьезными. Ведь классический сценарий аварии на светофоре – когда кто-то по ошибке едет на красный: в этом случае из-за высокой скорости и большой кинетической энергии исход часто бывает трагический.

Но если мы сделаем круговой перекресток – результат будет иным. Количество аварий на нем может немного возрасти: ведь проезжать круг немного сложнее, чем просто поворачивать. Но ДТП будут более легкими, так как перед кругом водители сбрасывают скорость.

– В самом деле, в Швеции очень много круговых перекрестков.

– Если бы вы посмотрели на наш город в 90-х годах, то увидели бы очень много светофоров, обычных переходов с зеброй, а также разрешенную скорость 50 км/час. Сейчас ситуация изменилась: у нас много круговых перекрестков и искусственных преград для снижения скорости (они построены по принципу «лежачего полицейского», но довольно мягкого для автомобиля – НВ). При этом во многих местах ограничение скорости сегодня составляет 30 км/ч.

– 30 км/ч – не слишком ли это мало для города?

– Я вам так отвечу: если вы незащищенный участник дорожного движения, например, пешеход или велосипедист, и вас сбивает машина на скорости 50 км/час, – то риск погибнуть у вас около 80%. Но если скорость автомобиля составляет всего 30 км/час – шансы погибнуть у вас менее 10%. Когда в конце 90-х годов мы начали объяснять это инженерам-дорожникам по всей стране, это было для них прямо открытием.

В целом при подходе Vision Zero мы даем больше приоритета незащищенным участникам дорожного движения: пешеходам и велосипедистам, ведь они более уязвимые, чем автомобилисты.

В целом две основные стратегии для городской среды – это контроль скорости и разделение потоков движения.

– Также я видел в Швеции много камер, мониторящих скоростной режим, особенно на обычных двухполосных дорогах.

– Да, но они не включены все время: они в случайном порядке включаются и выключаются из офиса на севере Швеции. То есть когда вы подъезжаете к камере, вы реально не знаете, включена ли конкретная камера или нет.

По большому счету, все, что мы хотели сделать этими камерами – напомнить людям о скоростном режиме. Если вы превысили скорость один раз или два по ошибке – штраф на вас даже могут и не наложить. Но если будете нарушать систематически, то шансы на штраф увеличиваются. Люди считают, что это довольно справедливая система, но мы не хотим ловить людей при помощи этих камер.

– Есть ли у вас проблема с крупными животными на дорогах, как в Канаде?

– Когда-то была такая проблема. Но мы много инвестировали в заградительные сетки, они очень хорошо работают. Только в местах миграции, например, лосей, мы заграждения не ставим, но тогда ограничиваем в этих местах скорость и ставим соответствующие знаки.

– Вопрос по поводу алкоголя. Я слышал, что в Швеции пойманному за рулем нетрезвому водителю могут предложить сохранить права. Так ли это?

– Да, такое возможно. Ведь иногда от наличия водительских прав зависит, как будет складываться жизнь человека: например, вместе с правами он может потерять работу. Поэтому в Швеции есть такая опция: человек может вместо лишения водительских прав начать регулярно посещать врача и установить в своей машине систему Alсolock – она не позволит завести автомобиль, если водитель не пройдет тест на алкоголь.

Наша цель, чтобы подобная технология была во всех автомобилях, а не только у тех водителей, у кого есть проблемы. Например, сейчас 90% всех школьных автобусов в Швеции оборудованы такой технологией. Мы думаем, что в будущем для предотвращения вождения в нетрезвом виде какая-то похожая система будет устанавливаться в каждой машине. И это будет такой же обычной вещью, как ремень безопасности.

– Если человек после ДТП умирает в больнице, то он попадает в официальную статистику смертности в результате ДТП?

– Жертвой ДТП в Швеции считается человек, который умер в больнице в течение 30 дней после получения травм на дороге. При этом для анализа дорожной смертности и травматизма в Швеции мы учитываем не только данные полиции, но и сами собираем информацию со всех больниц страны. Это позволяет получить более точное данные о серьезных травмах – ведь полицейский не всегда может верно оценить серьезность травмы, которую получил в ДТП пострадавший.

– Делитесь ли вы своим опытом с другими странами?

– Да, конечно, и интерес к нашей большой – от США до Новой Зеландии. Кстати, в сентябре к нам должна приехать на учебу группа из России. Для нас важно делиться философией Vision Zero с другими странами, это также хорошо для нас, ведь когда другие страны начинают работать в этом направлении, то у них могут возникнуть новые идеи, которые мы тоже можем использовать.

Статистика ДТП в России и мире. Досье

Статистика по РФ

Содержание статьи:

  • Индия
  • Китай
  • США
  • Иран
  • Россия
  • Таиланд
  • Вьетнам
  • Египет
  • Ливия
  • Нигерия
  • Видео о реакции водителей на «Скорою помощь»

В рамках своей деятельности Всемирная организация здравоохранения изучает статистику благосостояния стран, к которому, в том числе, относится аварийность и смертность на дорогах. Своеобразный антирейтинг составляется, исходя из числа погибших за год на сотню тысяч населения.

О том, в каких странах этот показатель огромен, в нашем обзоре.

Индия

Здесь ежечасно гибнет под колесами разного рода транспорта по 17 человек, что за год составляет в сумме порядка 150 тысяч человек.

Практически все аварии (84%) происходят по вине водителя: из-за его невнимательности, алкогольного опьянения, пользования мобильным телефоном во время поездки. При этом треть всех ДТП с летальным исходом происходит в категории двухколесного транспорта, а смертность наиболее велика среди граждан в возрасте 15-35 лет.

Индийские дороги – это страшный аттракцион с участием самых разнообразных транспортных средств, от автомобилей до повозок, а также прочих персонажей, коими могут быть мулы, грузовые слоны и верблюды. Всё это действо совершается при отсутствии ПДД, дорожных знаков и разметки на полосах движения.

Намного больше аварий происходит по вине…коров, которые, будучи священными животными, ходят, где хотят, в том числе и по дорогам. В среднем ежегодно от столкновения с этими животными погибает более 500 человек.

Китай

Уровень смертности на китайских дорогах можно назвать стабильно ужасающим – по разным сведениям, от 58 до 160 тысяч человек в год. Основной причиной сами же китайцы считают изобилие водителей-самоучек, не получающих должного образования и практики в процессе обучения в автошколах, а попросту покупающих себе водительское удостоверение.

Второй причиной являются смешные штрафы за нарушение ПДД, которые не пугают водителей и не делают их аккуратнее и ответственнее.

Ну и, наконец, не стоит забывать о совершенно аморальной практике добивать пешеходов. Это делается с целью экономии, ведь если в случае наезда пешеход станет калекой, то виновному водителю всю жизнь придется оплачивать пострадавшему медицинские услуги.

Таким образом, дешевле один раз оплатить похороны и пару лет отсидеть за халатность, чем получить такую кабалу на всю жизнь. Причем китайские водители не останавливаются ни перед чем, с равной жестокостью переезжая по нескольку раз крошечных детей и пожилых людей, лишь бы избежать лишних трат.

Соединенные Штаты Америки

Многие десятилетия Штаты лидировали во всем мире по безопасности дорожного движения. Они славились ответственным отношением к инженерному обеспечению безопасности дорог, внедряли строгие стандарты, жестко преследовали нетрезвых водителей.

Начиная с 70-х годов и вплоть до 90-х годов, показатели смертности находились на допустимом уровне. Потом количество ДТП начало расти, и американские власти ужесточили законодательство, увеличили количество полицейских на трассах, поэтому с «нулевых» и вплоть до 2013 года удавалось контролировать порядок на дорогах.

Исследователи сообщают, что преимущественно такая ситуация вызвана нетрезвыми водителями и не пристегнутыми ремнями безопасности. Статистика показала, что половина всех погибших в дорожных авариях – это водители и пассажиры, поленившиеся пристегнуть ремень.

Кстати, Америка находится на предпоследнем месте в двадцатке исследованных ВОЗ развитых стран по использованию ремней.

Второй по распространённости причиной является злоупотребление спиртным, предельная концентрация которого в Америке не должна превышать 0,08 грамма на децилитр.

Смертность на дорогах уже стала одной из важнейших иранских трагедий, непрестанно находящейся на контроле у высших государственных чинов. ВОЗ называет цифру в 25 тысяч человек, ЮНИСЕФ – в 28 тысяч ежегодно заканчивающих жизнь под колесами.

Россия

Нечем похвастаться и нашему Отечеству – порядка 19 тысяч погибших в результате 170 тысяч аварий. Этот показатель в 3 и даже в 4 раза превышает статистику прочих европейских стран.

Из этой цифры 143 тысячи ДТП произошло по вине водителей, из которых 12 тысяч находились за рулем в нетрезвом состоянии.

Преимущественно аварии происходят в крупных городах, где более плотный автомобильный поток, более динамичный образ жизни и более наглые пешеходы. В регионах процент смертности существенно ниже, но там своя беда – возросшая аварийность среди водителей автобусов, в том числе по причине пьянства.

Неблагоприятная дорожная обстановка связана с качеством образования, предоставляемого автошколами, отсутствием контроля за дорожной разметкой, стертой или не видной в темное время суток, ну и, конечно, с состоянием дорожного полотна.

Таиланд

Статистика Таиланда вызывает сомнения, так как ВОЗ считает ее заниженной. В 2017 году всего за одну неделю здесь погибло почти 500 человек, а по неофициальным данным за год эта цифра достигает 14 тысяч человек.

Наконец, сами местные граждане отличаются потрясающей легкомысленностью и безответственностью, садясь за руль без прав и соблюдая лишь собственные правила езды. Кроме того, в стране очень распространены мопеды, для владельцев которых закон вообще не писан.

Вьетнам

Именно в ДТП, а не от болезней или старости умирает большая часть граждан этой страны. Вьетнамский комитет фронта отечества подсчитал, что каждые 3 года под колесами погибает больше людей, чем за столетие от пандемии. Причем из 14 тысяч жертв более 80% составляют молодые люди в возрасте 15-29 лет, что объясняется любовью к передвижению на мотоциклах.

Несмотря на действующие в стране строгие стандарты качества к мотоциклетным шлемам, каждый из которых должен пройти соответствующую проверку перед поступлением в продажу, они не пользуются популярностью. Стоимость их не по карману большей части водителей, а потому, как свидетельствуют официальные данные, 82% мотоциклистов носят более доступные шлемы, которые не в состоянии защитить даже от самого слабого удара.

Дополняют картину плачевной дорожной обстановки многокилометровые заторы, слабое контролирование со стороны правоохранительных органов, плохая школа вождения и не менее плохие дорожные условия.

Египет

От 10 000 до 12 000 египтян ежегодно погибают вследствие дорожно-транспортных происшествий каждый год, из которых 20% составляют пешеходы.

Качество дорожного полотна на дорогах заслуживает похвал, вот только они не имеет ни разметки, ни знаков. Сами же водители из всех правил движения соблюдают лишь одно – громкие звуки клаксона при любых маневрах. И на фоне всего этого огромные пробки, выглядящие, как бои без правил.

Ливия

По официальной статистике, здесь ежегодно гибнет порядка 4,5 тысяч человек. Однако эту страну даже трудно винить за подобную дорожную обстановку, так как в связи с военными действиями достаточно трудно отвлекаться на состояние дорог или качество водительского мастерства.

Власти пытаются решить более насущные проблемы, не обращая внимания на изобилие угнанных машин на дорогах, а также на наличие или отсутствие водительских прав у их законных или незаконных владельцев.

Экономисты оценивают ущерб от египетских ДТП в миллиард долларов ежегодно, но власти никак не могут, да и не пытаются исправить ситуацию.

Нигерия

Как бы дико это ни звучало, но до сих пор существует ряд стран, где допустимо водить автомобиль, не обучившись правилам движения, а иной раз – и не имея самих водительских прав.

Так, в Нигерии лишь пару лет назад сделали экзамен на знание ПДД обязательным для получения удостоверения водителя. В отличие от Штатов, в этой стране столь плачевная обстановка связана с общим крайне низким уровнем благосостояния, образования и дорог. Это приводит к тому, что полуграмотные люди на очень старых автомобилях ездят, не зная правил, по отвратительно плохим дорогам.

Наглядным примером служит недавняя авария в штате Кано, когда в результате ДТП погибло свыше 20 школьников. Виновницей происшествия являлась огромная яма на дороге, которую одновременно пытались обогнуть водители школьного автобуса и грузовика.

Заключение

Исследователи ВОЗ говорят, что страны с высоким уровнем смертности на дорогах не могут стабильно и продуктивно развиваться. Кроме того, они существенно падают в общемировом рейтинге из-за неблагоприятных условий жизни.

Дорожные аварии не только лишают жизни граждан страны, обездоливают семьи, но и становятся тяжелым бременем для бюджета, экономики, негативно влияя на общество и систему здравоохранения своей страны. Поэтому развитые страны всё активнее внедряют меры по усилению безопасности на дорогах, усиливают контроль над дорожной инфраструктурой и автошколами, увеличивают штрафы за нарушение ПДД и проводят рейды против нетрезвых водителей.

Видео о реакции водителей на «Скорою помощь»:

Ссылка на основную публикацию