Россияне чаще стали брать авто с пробегом | Portal-Audi.ru

Россияне чаще стали брать авто с пробегом

С чем связан рост покупки авто в кредит

Россияне стали чаще покупать автомобили в кредит. С начала этого года число таких займов увеличилось на треть — таковы данные Национального бюро кредитных историй. Самый большой рост отмечается в Москве: в столице кредитов оформили на 15% больше, чем в прошлом году, а в Санкт-Петербурге — почти на 8%. Треть россиян, которые покупают машины в кредит, берут подержанные авто.

Как отмечают авторы исследования, рост таких займов связан с госпрограммой льготного автокредитования — стоимость автомобиля по ней была повышена до 1,5 млн руб. Да и сами банки активно привлекают потребителей, отметил автоэксперт Юрий Урюков: «Автомобильный рынок в последние годы пребывал в довольно плачевном состоянии и люди просто боялись покупать машины: с одной стороны, из-за роста цен, с другой — потому что экономическая ситуация в стране была нестабильной. Этот сектор пришлось оживлять, и банки постарались это сделать путем введения выгодных предложений. Основной шаг — низкие процентные ставки, а также всяческие льготы: нулевой первоначальный взнос, просрочка платежей, специальный скидки от автомобильных компаний. Все это и привлекает людей приобретать автомобили в кредит».

«Коммерсантъ FM» опросил нескольких столичных автодилеров. Они подтвердили: автомобили в кредит стали брать больше. При этом доля займов возросла как в бюджетном сегменте, так и в премиум-классе:

Владимир Попов, президент группы компаний Favorit Motors, марки Peugeot, Volvo, Chevrolet: «Если в прошлом году проникновение кредитов при продаже новых автомобилей составляло 52%, то сейчас — больше 67%. Во-первых, многие производители дали нулевую ставку и, фактически, начали поддерживать субсидированную ставку по всем кредитам. То есть для потребителя на сегодня покупать автомобиль в кредит — самое выгодное предложение. Конечно, это зависит от марки, модели, комплектации, но предложения действительно стали выгоднее».

Иван Романов, представитель дилера «Автомир», марки Mazda, Toyota, Nissan: «Кредитов правда стали брать больше, доля с разными темпами росла весь 2017 год и продолжила расти в 2018-м. Я связываю это с тем, что появилась некая стабильность в жизни: зафиксировались курсы евро и доллара, люди привыкли к новым ценам на те же самые автомобили, подстроились как финансово, так и психологически, появилась возможность планировать на год или на несколько лет вперед».

Павел Носов, PR-менеджер автомобильного дилера «Рольф», марки BMW, Audi, Jaguar: «Мы работаем в Москве и Санкт-Петербурге, действительно наблюдается повышение по сравнению с предыдущим годом, хотя и в прошлом году цифры были достаточно внушительными. В течение пяти месяцев текущего года мы наблюдаем рост продаж в кредит автомобилей с пробегом — их около 13%, в прошлом году это было около 11%, а несколько лет назад — 5–6%, так что рост очень значительный».

В некоторых регионах все же зафиксировали спад интереса к автокредитам. Среди них — Рязанская и Нижегородская области и Татарстан.

Россияне все чаще покупают в качестве первого автомобиля машину с пробегом

Рынок подержанных машин набирает обороты: в мае он вырос на 17,4% год к году до 419 200 машин против 16,5%-ного роста в апреле, подсчитали аналитики «Автостата» (подробнее см. график). Еще год назад, в мае 2015 г., рынок автомобилей с пробегом сократился на 29,5% год к году.

В мае 2016 г. количество объявлений на портале «Авто.ру», снятых по причине продажи автомобиля, выросло на 29% год к году, выяснили аналитики сервиса, увеличилось и количество предложений – на 16%.

Между тем по сравнению с предыдущим месяцем российский рынок автомобилей с пробегом снизился на 12,6%, согласно данным «Автостата». Традиционно в апреле число регистраций машин выше из-за большого количества праздничных дней в мае, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Лидером рейтинга «Автостата» по итогам мая стала Lada (+5,5% год к году). У этой марки самый большой парк в стране и самые доступные цены, особенно на машины с большим пробегом, отмечается в сообщении агентства. Toyota (+24,7%) и Nissan (+23,3%) заняли второе и третье места соответственно (также см. график).

За пять месяцев 2016 г. вторичный авторынок превысил 2 млн шт. – это на 10,7% больше, чем годом ранее, согласно данным «Автостата». Продажи новых легковых машин, напротив, с начала года так и не восстановились: в мае падение составило 14,5% до 107 665 автомобилей, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Подержанная Lada сейчас – самый распространенный первый автомобиль для начинающих автовладельцев, которые все чаще предпочитают машины с пробегом вместо новых той же марки, замечает Удалов. В том числе поэтому рынок подержанных автомобилей стабилизировался быстрее, приспособившись к сложившейся ситуации в экономике, считает эксперт.

Благодаря стабилизации курса рубля майские продажи автомобилей с пробегом ГК «Автомир» выросли на 36%, рассказал руководитель направления продаж подержанных автомобилей дилера Александр Чухнов. У «Рольфа» в мае продажи подразделения Blue Fish увеличились на 10%, за пять месяцев – на 29%, сообщил директор подразделения Алексей Баринов. Он связывает такие результаты с ростом доли продаж официальных дилеров: теперь такая тенденция наблюдается не только в Москве, но и в регионах. Рынок становится более цивилизованным, соглашается гендиректор «Аларм-моторс» Роман Слуцкий.

Кроме того, цены на новые автомобили растут быстрее, чем на машины с пробегом, добавляет Слуцкий. За январь – апрель 2016 г. средняя цена на новый автомобиль выросла на 15% год к году до 1,36 млн руб., подсчитал «Автостат». Данных по рынку подержанных автомобилей у агентства нет, однако Удалов говорит о стабилизации цен на автомобили с пробегом. Цены на них растут в соответствии с уровнем годовой инфляции, рост в среднем за год составит около 10%, оценивает Чухнов.

Рынок подержанных машин, который в 2015 г. составил 4,9 млн автомобилей, по итогам этого года вырастет до 10%, прогнозирует Удалов. По оценке председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, продажи новых легковых машин в 2016 г. упадут на 4,7% до 1,53 млн шт. (январский прогноз, обновленный, будет опубликован в июле).

На драйве: россияне стали покупать больше автомобилей

Российский авторынок продолжает расти: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легкового и коммерческого транспорта в октябре увеличились 17,3% к прошлому году и составили 148 000 автомобилей. Всего с января было реализовано 1,3 млн. машин, что на 11,3% больше, чем за аналогичный период 2016 года.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, октябрь стал восьмым месяцем подряд с положительной динамикой, что является самым продолжительным периодом непрерывного роста авторынка с 2012 года. Тот год стал рекордным по количеству проданных машин — всего было реализовано около 3 млн. «Конечно, размер сегодняшнего рынка далек от рекорда, достигнутого в том году. Но радует то, что при текущих темпах восстановления годовые продажи в 2017 имеют хороший шанс достичь уровня, на котором был рынок в 2015 году», — отметил Шрайбер.

С председателем комитета автопроизводителей согласен начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун: «Рынок практически достигнет уровня 2015 года (1,6 млн. — Forbes), возможно, не дотянув до него 1-2%». По мнению эксперта, устойчивый рост авторынка объясняется целым рядом причин: это рост цен на нефть и связанное с ним оживление экономики (с начала года стоимость нефти Brent увеличилась на 8 рублей за баррель), государственная поддержка рынка — в текущем году заработали новые программы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Кроме того, ряд автопроизводителей обновили в России модельные ряды, что традиционно оживляет спрос.

Рост обусловлен эффектом низкой базы и ожиданиями, связанными с грядущими президентскими выборами, говорит автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: «Мы ведь упали ниже некуда, а люди уже приспособились жить в условиях кризиса — вот и проявляется отложенный спрос». Надолго ли его хватит? По мнению эксперта, до лета будущего года продажи продолжат понемногу расти. Сейчас, перед выборами, ситуация заморожена, а стабильность способствует увеличению продаж. Что бы ни было после выборов — структурные реформы или их отсутствие — это притормозит рынок, так как положительные ожидания части населения не сбудутся, считает Моржаретто.

Лидеры и аутсайдеры

Рынок продолжает возглавлять бренд Lada — в октябре было продано 28 000 автомобилей (+23% к прошлому году). В первой десятке самых востребованных машин отечественному бренду принадлежит сразу 4 позиции: Granta, Vesta, Largus и Xray занимают 2, 3, 8 и 9 места, соответственно. На втором месте Kia — 17 000 машин, +16%. Замыкает тройку лидеров Hyundai — 15 000, +11% к октябрю 2016 года. В первой десятке Renault, Volkswagen, Toyota, Nissan, «ГАЗ», Skoda и Ford — с результатами от 13 000 до 5000 проданных машин.

Все бренды первой десятки — за исключением Toyota (-5%) — демонстрируют положительную динамику. Зато ощутимо выросли продажи другой японской марки — Mitsubishi (3020 машин, +140%), что связано с обновлением модельного ряда и возобновлением производства внедорожников на заводе в Калуге. Большинство премиальных брендов в октябре ушли в минус: Audi (-3%), Land Rover (-4%), Lexus (-7%), Jaguar (-30%).

Самой востребованной моделью октября стала Kia Rio — 8700 реализованных машин. С учетом того, что эта модель была наиболее продаваемой в первом полугодии и сентябре, у Ria есть все шансы оспорить первенство Lada Granta по итогам года. В октябрьском ТОП-10 Granta находится на втором месте с минимальным отрывом — 8200 штук. Все автомобили первой десятки — отечественного производства.

Что касается сегмента SUV, тут лидерство сохраняет Hyundai Creta — 6500 проданных машин. Следом идет Renault Duster — 4000 автомобилей. Замыкает тройку лидеров Toyota RAV4 (3000 единиц), обогнавшая Chevrolet Niva (2900) и Lada 4Х4 (2800). В число бестселлеров так же вошли Renault Kaptur, Volkswagen Tiguan, Kia Sportage, Mitsubishi Outlander и Mazda CX-5.

Российский авторынок снижался в течение четырех лет. За это время он сократился вдвое: с 2,8 млн проданных машин в 2013 году до 1,4 млн в 2016. Только в начале текущего года рынок постепенно вышел в плюс, а затем стал показывать двузначный рост. В начале октября ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, объединяющая 3 500 автодилеров) обратилась к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой продлить программы государственного стимулирования спроса и увеличить размер субсидий на 2018 год. Без этих мер, по мнению РОАД, возможно не только снижение текущих показателей, но и возобновление падения продаж.

Почему покупать подержанные автомобили в России стало невыгодно

Работа рынка подержанных автомобилей

Многие эксперты отечественного рынка отмечают, что для простых потребителей задача приобрести подержанный автомобиль в последнее время значительно усложнилась. Одним из препятствий к этому, по мнению специалистов, является не только общее сокращение предложения, но и огромное количество перекупщиков, буквально захвативших этот сегмент рынка.

Как рассказал «Газете.Ru» один из предпринимателей, работающий с подержанными легковушками в Москве, до автолюбителя хорошие машины доходят практически всегда через посредников.

Как спекулянты сбивают цену

Автодилер на диване

Так, на вторичном рынке часто встречается следующая схема перепродажи: профессиональный перекупщик вступает в сговор с менеджером в дилерском центре, работающем по программе trade-in (обмен старого автомобиля на новый с доплатой. — «Газета.Ru»), и покупает машины с его помощью значительно дешевле среднерыночной цены.

Дело в том, что все больше владельцев предпочитают менять свои автомобили по trade-in в салонах. Как правило, у дилеров подержанное авто оценивается в сумму на несколько десятков тысяч рублей меньше, чем можно выручить, если продавать машину самостоятельно. Но многие автолюбители готовы идти на такие условия: кто-то хочет быстрее избавиться от старой машины и купить новую, кому-то просто лень заниматься продажей – встречаться с потенциальными покупателями, убеждать их приобрести автомобиль.

Однако сотрудники таких дилерских центров довольно часто не прочь поработать и на себя.

При оценке машины менеджер в салоне специально озвучивает клиенту сумму, заниженную настолько, что человек начинает сомневаться, а не попробовать ли продать авто своими силами.

В этот момент владелец узнает, что его машину можно быстро продать и чуть дороже, но уж не через салон по программе trade-in. Тут в дело вступает перекупщик – он готов быстро приехать и забрать машину. В результате перекупщик получает уже проверенный и продиагностированный автомобиль по низкой цене. Менеджер в салоне получает с такой сделки свои комиссионные. Далее машина либо сразу продается по реальной цене в Москве другим перекупщикам, либо перегоняется в регионы, где ее стоимость поднимается еще на 30 тыс. руб. минимум.

В автосалонах или на авторынках выставляются, как правило, только те автомобили, которые удалось приобрести у собственника по совсем низкой цене.

Продать любой ценой

При этом такой вариант возможен в том случае, если у авто имеются какие-либо неисправности или повреждения. Такие экземпляры перекупщики просто приводят в порядок с минимальными вложениями, к примеру скручивают пробег или делают химчистку и выставляют на продажу, прибавив к закупочной цене 30–50 тыс. руб.

Авто в хорошем состоянии как на легальных площадках, так и у спекулянтов-частников можно приобрести только по завышенной цене.

Перекупщики в интернете

Кроме того, спекулянты уже давно захватили и интернет-пространство, где владельцы размещают объявления о продаже машин.

Эксперты утверждают, что перекупщики используют специальные программы, с помощью которых базы объявлений безостановочно сканируются. Таким образом, частные объявления отбираются по заданным параметрам – это позволяет спекулянтам первыми получать информацию о новых предложениях и быстрее связываться с продавцами.

Прибегают скупщики подержанных машин и к разного рода уловкам, влияющим на ценообразование. К примеру, на интернет-ресурсах, посвященных продаже авто, они размещают липовые объявления.

Такие предложения располагаются первыми в списке и не вызывают у обычного автолюбителя никаких сомнений. Их не отличить от настоящих: указаны все характеристики машины, есть история владения и фотографии. Однако по телефону, указанному в объявлении, никто не отвечает.

Размещая такие объявления, перекупщики формируют картину рынка в контексте цен на определенные модели авто. Таким образом, человек, продающий свою машину, будет ориентироваться на эту информацию и выставлять автомобиль по низкой цене.

У введенных в заблуждение автолюбителей дешевые машины покупают максимально оперативно. Действительно выгодные варианты перекупщики забирают буквально через час после появления предложения о продаже.

В любом случае, даже если автолюбитель и покупается на эту уловку, то перекупщик будет использовать свои же поддельные объявления в качестве аргумента для торга с продавцом.

Таким образом, все достойные экземпляры секонд-хенд-автомобилей продаются спекулянтами на вторичном рынке по завышенной стоимости. При этом по средней рыночной цене автолюбитель сегодня вынужден выбирать среди машин с большим износом, а то и вовсе «битых», но искусно восстановленных.

Директор по развития «auto-dealer.ru» Олег Дацкив также считает, что отсутствие возможности у рядового потребителя приобрести на вторичном рынке хороший автомобиль за разумные деньги во многом связано с деятельностью спекулянтов. «На собственном примере могу подтвердить, что объявление о продаже машины по адекватной рыночной цене уже спустя несколько минут после публикации вызывает шквал звонков.

Такие авто уходят моментально, но, к сожалению, не к потенциальным владельцам, а к посредникам, которые потом продают их на 20–30 тыс. руб. дороже», — рассказал «Газете.Ru» Дацкив.

Автодилеры просят Минпромторг защитить их от закона

Есть, конечно, случаи, когда автолюбитель успевает опередить спекулянтов, но это просто везение. При объеме вторичного рынка в 5,5 млн автомобилей процент таких случаев ничтожно мал.

«В таком положении дел ничего удивительного, конечно, нет. Однако это не говорит о том, что нет проблемы. Дело в том, что мало кто из россиян привык изучать договоры и документы перед сделкой. В результате посредники очень часто продают людям битые или неисправные машины», — пояснил эксперт.

Гендиректор «ПодборАвто» Денис Еременко считает, что ситуация на вторичном рынке действительно ухудшилась, особенно в этом году. «Да, сейчас наблюдается такая тенденция – предложений на вторичном рынке в принципе стало меньше, а тем более хороших. Продажи новых авто падают, а это значит, что люди меньше продают и подержанные машины.

Люди не хотят продавать свои автомобили дешево, поэтому чаще решают не продавать их вовсе, — рассказал «Газете.Ru» эксперт. — Кроме того, недавно поменялись правила регистрации транспортных средств, и люди стали бояться покупать подержанные машины, которые по новым правилам не снимаются с учета.

По большому счету нельзя сказать, что спекулянты регулируют рыночную стоимость подержанных автомобилей – на них нельзя все валить. В большей степени на вторичный рынок влияет непростая текущая политическая ситуация, которая привела к колебаниям курсов валют».

Ссылка на основную публикацию