Порядки на легковом авторынке РФ | Portal-Audi.ru

Порядки на легковом авторынке РФ

Правительство РФ придумало новый способ заработать на автомобилистах

Государство планирует начать контролировать вторичный рынок машин с помощью введения автоаукционов.

Минпромторг РФ намеревается контролировать рынок автомобилей с пробегом. С этой целью ведомство разрабатывает проект, который должен ввести в стране автоаукционы. С их помощью планируется остановить практику продаж подержанных машин «из рук в руки». Помимо этого предполагается, что нововведение позволит государству получать больший доход за счёт налогов.

Внедрение автоаукционов будет проходить под контролем рабочей группы правительства РФ НТИ «Автонет» (национальная технологическая инициатива), об этом сообщают «Известия».

По задумке авторов инициативы, автоаукцион должен стать новой услугой на вторичном авторынке РФ. Если верить изданию, предполагается обязать автовладельцев, которые хотят продать машину, использовать для этого электронную аукционную платформу. Здесь ТС перепродадут тем дилерам, у которых есть государственный сертификат для участия в торгах. Купить другой подержанный автомобиль можно будет также у дилеров. Помимо этого рассматривается вариант прямого участия автодилеров в системе скупки машин у частных продавцов, однако, за такими сделками хотят установить контроль государства.

Схема должна привести к прекращению деятельности перекупщиков-частников и любых продаж автомобилей по принципу «из рук в руки», считают в издании. Напомним, статья 35 Конституции РФ гарантирует право каждого гражданина иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Под «распоряжаться» понимается купля-продажа, дарение, сдача в аренду и т.д.

По итогам 2017 года в России в общей сложности было перепродано 5 301 190 автомобилей. Немногим меньше было повторно реализовано в 2016-ом: прирост составил 2,1%. По подсчётам экспертов, оборот вторичного авторынка составил в прошлом году около трёх триллионов рублей. В НТИ «Автонет» считают, что при такой средней сумме ежегодное пополнение бюджета за счёт налогов должно составить не менее 20 миллиардов рублей.

Сообщается, что по таким сделкам государство будет автоматически получать налог. Здесь возникает вопрос: о каких налогах идёт речь? Ведь большинство сделок между частными лицами налогами не облагаются, так как чаще всего автомобилисты продают свои машины дешевле, чем они их купили. Необходимость уплаты налога возникает только в том случае, если гражданин, продав автомобиль, получил прибыль (разница между стоимостью при перепродаже и изначальной ценой при покупке).

То есть либо речь о тех немногих, кто уклоняется от уплаты этих 13% с так называемой «прибыли», либо о введении нового налога для автовладельцев, но это гарантирует государству массовое недовольство россиян и появление схем обхода государственного контроля. Даже если имеется в виду налог для дилеров-участников автоаукционов, ситуация не меняется, ведь любая дополнительная финансовая нагрузка всё равно сказывается на кошельках конечных потребителей, то есть обычных автомобилистов.

Опыт по введению автоаукционов Россия думает перенять у Японии: страну не так давно посетили чиновники, в том числе замглавы Минпромторга Александр Морозов. В Японии «частник» выставляет свой автомобиль на торги, где за него начинают бороться дилеры, повышая цену. Если итоговая сумма автовладельца не устроила, он имеет право отказаться от сделки. При этом стоит отметить, что в этой стране допускаются и другие варианты перепродажи машин, однако принцип «из рук в руки» не очень востребован. В отличие от РФ: у нас на долю таких сделок приходится порядка 80%. Неудивительно, что государство задумалось о том, чтобы начать контролировать сектор, в котором ежегодно «крутится» несколько триллионов рублей.

Ранее портал «Колёса.ру» публиковал рейтинг самых популярных подержанных иномарок в РФ в 2017 году. В первую пятёрку вошли Ford Focus, Toyota Corolla, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Renault Logan.

Как оформить покупку подержанного автомобиля: общая процедура сделки

Приобретение автомобиля — мероприятие, безусловно, приятное, но довольно хлопотное, особенно если речь идет о подержанном транспортном средстве. В этом случае нужно не только с особым вниманием подойти к выбору авто, но и правильно оформить сделку. Давайте рассмотрим все особенности процедуры.

Содержание

Покупка и оформление подержанного автомобиля: подготовка к сделке

Купля-продажа подержанных автомобилей — сегодня очень распространенная сделка. Тем не менее у многих возникают вопросы о том, как правильно оформить необходимые бумаги. Если вы впервые решили купить машину с рук, нужно подойти к вопросу со всей серьезностью. После того, как вы нашли подходящее транспортное средство, необходимо четко согласовать основные моменты сделки. Это избавит вас от неожиданностей и конфликтов на следующих этапах оформления. Обсудите:

  • стоимость;
  • форму, порядок и сроки оплаты;
  • замену или сохранение номеров и страховки;
  • сроки передачи ключей.

Продавец может поставить вопрос о внесении предоплаты, но только вам решать, согласны вы на это или нет. Данная ситуация регламентируется статьей 487 ГК РФ.

Кроме того, прежде чем перейти к подписанию бумаг, важно проверить историю автомобиля. Практически вся необходимая информация содержится в паспорте транспортного средства (ПТС). В нем фиксируются:

  • данные о бывших владельцах;
  • год выпуска, госномер, вин-код, номер кузова;
  • технические характеристики ТС.

Обратите особое внимание на то, что продавец при оформлении обязан предоставить вам оригинал ПТС. Если на руках у него имеется только копия, это повод задуматься. Конечно, не стоит сразу паниковать и отказываться от приобретения, но к проверке автомобиля в этом случае нужно подойти с особой тщательностью. Сделать это сегодня очень просто. Например, можно воспользоваться сервисом «Автокод». По госномеру или ВИН-коду система выдаст подробную историю автомобиля и позволит без лишних временных затрат убедиться в «чистоте» приобретаемого с рук ТС.

Не забудьте сверить номерные данные из ПТС с реальными данными автомобиля до оформления бумаг, а также посмотрите сервисную и гарантийную книжки.

Кстати, купить машину с рук сейчас можно как с номерами (при желании их можно поменять позже), так и без. Снимать ее с учета теперь не нужно (исключение — продажа за границу). И транзитные номера теперь тоже не требуются, что упрощает процедуру.

Как оформить подержанный автомобиль при покупке: составление договора

После того, как все проверки завершены, приходит время самого важного этапа сделки — подготовки бумаг. Давайте разберемся, какие документы оформлять при покупке б/у авто. В первую очередь это договор купли-продажи. Как и в любом бумажном деле, здесь существуют свои тонкости. Для начала посмотрим, какие данные должны быть обязательно указаны в документе:

  • дата и место подписания;
  • паспортные данные продавца и покупателя;
  • полные данные авто и ПТС;
  • отсутствие обременений;
  • способ и сроки оплаты, а также передачи ТС.

Все строки в договоре должны быть обязательно заполнены. Если какие-то из них остаются пустыми, проставьте прочерки. Это обезопасит вас от внесения в него данных без вашего ведома.

Дополнительно вы можете оформить акт приема-передачи машины, в котором фиксируется факт передачи ТС и его состояние на этот момент, а также подтверждается отсутствие у сторон претензий друг к другу. Здесь нужно указать дату и время передачи. Это застрахует вас, например, от выплаты штрафов за предыдущего владельца.

Оформить бумаги нужно в трех экземплярах: один остается у вас, второй — у продавца, а третий будет необходим для регистрации авто в ГИБДД. Заверять их у нотариуса не обязательно. Однако вы все-таки можете обратиться к нему для заверения законности, в том числе права обеих сторон на ее совершение (пункт 1 статьи 163 ГК РФ). Это актуально, например, в случае, когда машина находится в залоге у банка. Если у вас возникнут сомнения по этому поводу, обратитесь к части 2, разделу 4, главе 30, параграфу 1 статьи 454 ГК РФ.

Еще один распространенный вариант – оформление генеральной доверенности с правом продажи. Этот способ обычно выбирают, чтобы сократить издержки (как временные, так и денежные). Доверитель (владелец) передает покупателю права на авто, при этом ТС остается в его собственности (см. статью 185 ГК РФ). Важно помнить, что, согласившись на такой вариант сделки, вы идете на определенный риск. Владелец может в любой момент отозвать доверенность или потребовать деньги за машину в случае продажи. Проблемы также часто возникают в случае смерти продавца или признания его недееспособным (право собственности в этом случае переходит к наследникам). Советуем изучить ситуацию очень внимательно.

Порядок оформления ПТС

Когда процедура оформления договора на покупку машины с рук будет завершена, необходимо внести новую запись в паспорт транспортного средства. Будьте внимательны при его заполнении и пишите разборчиво! Вам нужно внести:

  • дату совершения покупки;
  • номер документа, подтверждающего право собственности, и дату оформления;
  • подписи продавца и покупателя.

Обратите внимание, что в случае, если одна из сторон сделки имеет статус юрлица, подпись должна быть заверена печатью.

Если в паспорте не осталось свободного места (такое нечасто, но бывает), придется отправиться вместе с продавцом в ГИБДД за новым. Сотрудники инспекции произведут замену документа (при этом все данные сверят с электронной базой) и переоформят авто.

На этом оформление покупки автомобиля с пробегом подходит к концу. После внесения записи в ПТС происходит передача денег. Лучше провести средства по безналу (если изначально не был оговорен другой способ). В этом случае факт перевода будет дополнительно зафиксирован, что обезопасит покупателя.

Передача ключей и прохождение техосмотра

Поле того, как денежные и бумажные вопросы улажены, продавец передает ключи от ТС. Вместе с ними у вас на руках должны оказаться следующие документы:

  • договор купли-продажи (в двух экземплярах);
  • акт приема-передачи (если вы все-таки решили его подписать);
  • свидетельство о регистрации ПТС.

Если на б/у машину нет действующей диагностической карты, следующим вашим шагом станет прохождение техосмотра. Сделать это можно у любого оператора на ваш выбор, главное, чтобы он был аккредитован Российским союзом страховщиков. Найти и проверить его можно в Реестре ОТО. Только после этого можно оформить полис ОСАГО.

Оформление документов на страховку б/у авто

Покупка подержанного автомобиля с рук не предусматривает обязательного сохранения полиса ОСАГО. Согласно установленному порядку, в случае, если вы покупаете автомобиль без страховки, необходимо оформить ее в течение 10 дней после того, как заключена сделка купли-продажи. В это время вас не могут оштрафовать за его отсутствие, но вот если вы попадете в ДТП и будете признаны виновником аварии, компенсацию придется выплатить из своего кармана. Поэтому не затягивайте с оформлением полиса!

Также вы можете договориться с продавцом о сохранении действующей страховки. В этом случае вам будет нужно совместно посетить страховую компанию для переоформления бумаг. За неиспользованный страховой период предусматривается выплата компенсации экс-владельцу.

Регистрация в ГИБДД

Зарегистрировать приобретенный автомобиль требуется также в течение 10 дней после того, как удастся оформить покупку б/у авто. Сделать это можно в любом отделении ГИБДД по месту нахождения. При этом вам придется оплатить госпошлины за:

  • выдачу регистрационных знаков;
  • внесение изменений в свидетельство о регистрации ТС;
  • запись в ПТС.

Помните, что в данном случае промедление грозит штрафами: от полутора до двух тысяч рублей за нарушение сроков, 500 рублей – за управление незарегистрированным авто, а за повторное нарушение могут и вовсе лишить прав. На этом покупка автомобиля с рук завершена. Остается только получить документы. У вас на руках должны оказаться:

  • свидетельство о регистрации;
  • ПТС с соответствующими пометками;
  • регистрационные знаки (если вы регистрируете новые номера).

Теперь вы знаете, как оформить покупку б/у автомобиля. Как видите, это не так уж сложно. Желаем удачи!

Россиянам запретят самим продавать свои автомобили

Что случилось?

Минпромторг России анонсировал создание аукционов по продаже и покупке подержанных автомобилей. Сделки будут проводить лицензированные и аккредитованные дилеры, а продажа машин из рук в руки будет полностью запрещена. Как выяснили журналисты, чиновники уже разрабатывают соответствующий законопроект и скоро вынесут его на суд общественности и коллег из кабмина. Инициатива направлена на вывод рынка подержанных авто из тени с целью пополнения бюджета. Профит, который чиновники хотят получить от своей затеи на старте проекта, оценивается минимум в 20 млрд рублей в год. Откуда же появятся эти деньги?

Продал автомобиль? Поделись с бюджетом и дилером!

Как рассказали журналистам издания «Известия» в НТИ «Автонет», под контролем которой Минпромторг собирается реализовывать свой проект, любая сделка, проведенная через новую систему, букдет подлежать автоматическому налогообложению. Компания оценивает общий оборот рынка подержанных автомобилей в России в 3 трлн рублей в год. Поскольку никаких действенных инструментов для контроля за уплатой налогов в этом случае нет, то многие сделки проходят «всерую» — продавцы не платят налоги.

После перевода всех сделок на автоаукционную платформу бюджет сможет получать все положенные налоги и отчисления. Конечно, услуги самих дилеров также будут для автовладельцев не бесплатными. Ведь такие специалисты будут иметь государственный сертификат для участия в торгах. Фактически, это будут посредники между продавцами и покупателями, и обойтись без их услуг у автомобилистов не получится. Если такой порядок будет утвержден, поставить автомобиль на учет в ГИБДД можно будет только при наличии соответствующих документов от дилеров.

Будущий оператор платформы автоаукционной индустрии НТИ «Автонет» прокомментировал ситуацию так:

Вся инициатива этого проекта сводится к тому, чтобы вывести на рынок новые услуги. И автоаукционная деятельность в этом контексте получается принципиально новым продуктом, речь идет о вторичном рынке продажи автомобилей. Если в 2017 году объем рынка подержанных автомобилей составил около 3 трлн рублей, то ожидаемые потенциальные налоговые поступления составят от 20 млрд рублей в год. В числе плюсов: переход значительного объема продаж подержанных автомобилей из теневой зоны в прозрачную, улучшение экологической ситуации благодаря контролю за техсостоянием продаваемых машин, уменьшение количества несчастных и смертельных случаев ДТП за счет контроля уровня безопасности техники.

Сделка без права выбора

В Минпромторге журналистам сообщили, что пока окончательной редакции законопроекта нет, прорабатывается общая схема автоаукционной индустрии. Чиновники хотят обязать граждан использовать специальную электронную аукционную платформу (или несколько таких платформ), с помощью которой будет происходить реализация автомобилей дилерам. После чего купить подержанную машину любой желающий также сможет только у дилера. Прямых сделок между собственниками и покупателями не будет.

Правда, чиновники уверены, что они стоят на страже интересов граждан, а не только хотят заработать на авто с пробегом. Среди преимуществ, в частности, названы:

  • прозрачная рыночная цена для покупателя;
  • справедливая оценка остаточной стоимости для продавца;
  • удобная и безопасная сделка с официальным дилером вместо рискованной продажи или покупки с неизвестным гражданином.

Ну а за все хорошее, как известно, надо платить. Правда, эксперты уже опасаются, что нововведение убьет конкуренцию и создаст на рынке машин с пробегом монополию государства.

Назад в прошлое или японский опыт

Оказывается, на идею чиновников натолкунула Япония. В марте замминистра промышленности и торговли Александр Морозов вместе с российской делегацией посетил Страну восходящего солнца, где ознакомился с опытом организации автомобильных аукционов. В результате стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве с целью «последующего заимствования лучших зарубежных практик в этой области».

В Японии продать машину с пробегом можно только через специальный аукцион. Хозяин машины имеет право установить в начале торгов предельную цену, соответствующую рыночной цене. Но торги начинаются с минимальной суммы. Купить машину могут только японские дилеры, уплатившие ежегодный аукционный взнос. Дилеры повышают цену до тех пор, пока не победит один из них. Если хозяину цена не понравится, он имеет право отказаться от сделки.

Примечательно, что для России эта система также не в новинку. В СССР машины покупали и продавали через специализированные комиссионные магазины, которые также выступали посредниками. Без справки из такого магазина машину нельзя было зарегистрировать. Предприимчивые торговцы устроили на этом настоящий бизнес. Поскольку оформление через магазин занимало много времени и в день было разрешено проводить только определенное число сделок, справки попросту продавали. Стоимость исчислялась в процентах от цены машины и была довольно существенной.

Эксперты отмечают, что госрегулирование вторичного авторынка уже давно назрело, но необходимо создать прозрачные условия для всех сторон. А также разработать такой механизм, который даст гражданам право выбора и существенно не повлияет на стоимость автомобилей.

Как оформить куплю-продажу автомобиля?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про то, как правильно продать автомобиль, т.е. оформить сделку купли-продажи.

Ранее на pddmaster.ru был опубликован образец договора купли-продажи автомобиля, однако некоторые особенности сделки остались за кадром. Именно о них и пойдет речь сегодня:

Как правильно продать автомобиль?

Процесс передачи права собственности на автомобиль состоит из следующих этапов:

  1. Продавец и покупатель должны в устной форме обсудить все детали сделки, чтобы каждая из сторон представляла себе, что к чему. Например, на этом этапе нужно согласовать стоимость автомобиля и т.п.
  2. Заполнение договора купли-продажи автомобиля (пример и бланк — здесь).
  3. Заполнение паспорта транспортного средства (ПТС).
  4. Передача денег.
  5. Передача автомобиля.
  6. Передача документов.
  7. Регистрация автомобиля в ГИБДД новым собственником.

Рассмотрим поподробнее те этапы покупки автомобиля с рук, которые обычно вызывают вопросы.

1. Подготовка к передаче автомобиля

В 2019 году продавец не должен снимать автомобиль с учета в ГИБДД, т.е. специальной подготовки к купле-продаже авто не требуется.

Единственная ситуация, которую нужно учитывать, — это отсутствие свободного места в ПТС. Если в ПТС не осталось ни одного свободного поля для записи нового собственника, то продавец должен получить новый ПТС в ГИБДД, Только после этого можно продать автомобиль. В противном случае у покупателя могут возникнуть проблемы при постановке машины на учет.

Если Вы выступаете в роли покупателя, то заранее проверьте наличие свободного места в ПТС.

2. Оформление договора купли-продажи

Оформление договора купли-продажи подробно рассмотрено в отдельной статье:

Просто заполните бланк в электронном виде и распечатайте его в 3-х экземплярах.

3. Заполнение ПТС при оформлении купли-продажи авто

В настоящее время паспорта транспортных средств имеют 6 разделов для внесения информации о разных собственниках. При оформлении купли-продажи автомобиля следует выбрать очередное незаполненное «окошко» и внести информацию в следующие графы:

Графа Что записать? Пример
Наименование (ф. и. о.) собственника ФИО покупателя Петров Петр Петрович
Адрес Адрес регистрации (прописки) покупателя г. Москва, ул Профсоюзная, д.12, кв. 5
Дата продажи (передачи) Дата, когда автомобиль передается покупателю 14 ноября 2018 года
Документ на право собственности Информация о договоре купли-продажи Договор купли-продажи от 14 ноября 2018 года
Подпись прежнего собственника м. п. Подпись продавца (и печать в случае юридического лица) Иванов
Подпись настоящего собственника м.п. Подпись покупателя (и печать в случае юридического лица) Петров

Обратите внимание, все поля начиная со слов «Свидетельство о регистрации ТС» заполняются сотрудниками ГИБДД, т.е. вносить дополнительную информацию в ПТС не нужно.

4. Передача денег

Покупатель передает деньги продавцу, о чем продавец делает пометку в договоре купли-продажи.

5. Передача автомобиля

Продавец передает покупателю ключи от автомобиля и делает соответствующую пометку в договоре.

6. Передача документов

Продавец передает покупателю следующие документы:

  • ПТС,
  • 2 копии договора купли-продажи (для покупателя и ГИБДД, третья остается у продавца),
  • свидетельство о регистрации транспортного средства,
  • диагностическую карту технического осмотра.

Также на автомобиле должны остаться и номера (в том числе транзитные).

В принципе, на этом работа продавца закончена и он может отправляться домой. Хотя на случай каких-то неожиданностей покупателю и продавцу имеет смысл обменяться телефонами.

7. Регистрация автомобиля в ГИБДД при покупке с рук

Для начала покупателю нужно осмотреть диагностическую карту технического осмотра и выяснить срок ее действия. Если карта действует еще хотя бы один день, то на ее основе можно купить полис ОСАГО в любой страховой компании.

Если же диагностическая карта просрочена, то сначала придется пройти технический осмотр, а лишь затем можно будет приобрести страховой полис.

После того, как на руках у покупателя оказался полис ОСАГО, он может без проблем зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. Более подробная информация по постановке автомобиля на учет приведена в отдельной статье:

Примечание. На прохождение техосмотра, покупку ОСАГО и регистрацию машины в ГИБДД у покупателя есть 10 дней. Если не уложиться в этот срок, то можно получить штраф за нарушение сроков регистрации.

После этого оформление купли-продажи автомобиля можно считать оконченным и Вы можете пользоваться машиной без каких бы то ни было претензий и штрафов со стороны ГИБДД.

Ну а напоследок предлагаю Вам посмотреть забавное видео про автомобиль, который пора продавать:

Авторынок Приморья замер в неизвестности после новости о «запрете» правого руля

Новости об очередных нововведениях, уже этим летом угрожающих запретом импорта праворульных иномарок, встревожили автолюбителей Приморья и Дальнего Востока, сообщает ИА PrimaMedia. Представители автобизнеса признаются, что новые правила им до конца не ясны, а депутаты госдумы просят у правительства принять меры и избежать очередного коллапса.

Изменения в оформлении транспортных средств вступают в силу с 1 июля 2019 года. Новый межгосударственный ГОСТ 33670-2015, о введении которого сообщила Росаккредитация, обязывает предъявить ввозимый на территорию Таможенного союза автомобиль к осмотру в специальную лабораторию. В ней будут оформлять свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), необходимое для последующего получения ПТС.

Главным раздражителем в связи с очередными нововведениями является тот факт, что на территории Дальнего Востока есть только одна лаборатория, потенциально способная проводить такие осмотры и оформлять СБКТС. Но, как выяснилось, и она не имеет соответствующей аккредитации для такой работы.

Участники внешне-экономической деятельности прогнозируют кратный рост стоимости прохождения процедуры оформления машин, собираются просить помощи у губернатора и полпреда и пеняют властям на увеличение бюрократической нагрузки на бизнес.

За разъяснениями к новым правилам оформления автомобилей редакция ИА PrimaMedia обратилась к экспертам, специалистам Российской лаборатории сертификации.

— Имеющаяся во Владивостоке лаборатория до сих пор не аккредитована для выдачи новых сертификатов безопасности, обязательных к оформлению с 1 июля 2019 года. Удастся ли ей получить соответствующий допуск – большой вопрос. Аккредитация – дело очень затратное и длительное. Хватит ли владивостокской лаборатории сил и средств в течение шести месяцев кормить штат сотрудников без права выдачи документов, соблюсти массу требований, потратить 10-12 млн рублей, чтобы в итоге получить аккредитацию. Единственное, что могу сказать, ряд лабораторий в России уже аккредитован, – рассказал корр. ИА Primamedia представитель Российской лаборатории сертификации.

Своим мнением о предстоящих нововведениях и о том, как это повлияет на автомобильный рынок Дальнего Востока, поделился также руководитель компании «Таможенный брокер» Роман Султанов.

— Мы с настороженностью смотрим на 1 июля. Текущая ситуация не настолько пугающая, как в случае с кнопкой ГЛОНАСС, но и она в случае отсутствия каких-либо изменений и решений в оставшееся время может привести к волнениям и стихийным митингам. В целом, я считаю, что нет никакой нужды в необходимости получать дополнительный документ и проходить испытания в лаборатории для авто, ввозимых для личных целей, а ведь это большая часть рынка.

Сегодня все организовано так, чтобы открыть лабораторию было максимально сложно. А ведь есть активные люди, готовые этим заниматься. Да и оборудование стоит не так уж дорого. Однако государство в лице Росаккредитации пытается устроить монополию и всячески препятствует открытию лабораторий. У меня есть несколько примеров, когда люди по нескольку раз пытались открыться, но получали отказ. А ведь рынок должен быть конкурентный. Будет конкуренция – будет и достаточное качество услуг, удовлетворительные цены. Иначе при имеющихся в городе двух лабораториях цены взлетят вверх с 7 до 70 тысяч рублей. С учетом размеров автомобильного рынка Владивостоку нужно 10-15 аккредитованных лабораторий.

Мы планируем обращаться за помощью к губернатору Олегу Кожемяко и Юрию Трутневу с просьбой посодействовать в увеличении числа аккредитованных лабораторий и пригласить в край представителей Росаккредитации, чтобы они дали свои разъяснения, — рассказал Роман Султанов.

Обеспокоенность ситуацией в связи с введением новых правил оформления ТС высказывает депутат Госдумы РФ Андрей Андрейченко, за полтора года работы внесший 20 законопроектов, призванных сделать жизнь приморцев более комфортной и благополучной. Так парламентарий обратился напрямую к министру транспорта РФ Евгению Дитриху, что расставить все точки на «И» в вопросе применения нового ГОСТа, ведь их пока оказывается слишком много. До сих пор не ясна схема реализации правил, вводимых с 1 июля 2019 года решением коллегии ЕЭК.

— Я написал депутатские запросы, чтобы получить ответы. Предложил, если всё, действительно, идёт к очередному коллапсу, как минимум: ввести временный порядок. Буду контролировать развитие ситуации, — отметил Андрейченко на своей странице в «Фэйсбуке».

В своем депутатском запросе Андрейченко, ссылаясь на обеспокоенность жителей ДФО и сложностей из-за введения системы ЭРА-ГЛОНАСС, акцентирует внимание на отсутствии в регионе необходимого количества аккредитованных лабораторий, который могут выдавать необходимые сертификаты безопасности.

— На данный момент в Дальневосточном федеральном округе действует лишь одна аккредитованная лаборатория, расположенная во Владивостоке и вмещающая до 50 машин в день на своей территории. Специалисты лаборатории пока не имеют права на организацию выездной проверки. При этом у данной лаборатории нет права на выдачу сертификата безопасности для коммерческого транспорта и спецтехники, — отмечает Андрейченко.

В своем запросе депутат интересуется перспективой открытия дополнительных аккредитованных лабораторий в ДФО, наличием расчётов конкретного числа лабораторий, которое сможет обеспечить насыщенный автомобильный рынок Дальнего Востока соответствующим сервисом. Отдельный акцент парламентарий делает на обеспеченности достаточным числом лабораторий островных территорий ДФО или же возможностью выездного обслуживания будущих лабораторий, чьи сотрудники смогут выезжать на тот же Сахалин с материка. Не обошел вниманием депутат и перспективу удорожания транспорта в результате увеличения расходов на оформление автомобиля, а также особенность оформления японского транспорта, не имеющего номера VIN.

Каждый месяц во Владивосток, в зависимости от времени года, из-за границы прибывает 3-5 тысяч автомобилей. Уже через пять месяцев их оформление может существенно подорожать и усложниться. Нововведения, принятые Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), особенно сильно грозят ударить именно по праворульным машинам, превалирующим на дальневосточном автомобильном рынке. Все дело в том, что японские ТС не имеют VIN-номера, только номер кузова и рамы. И именно VIN-номер мог бы позволить обойтись без оформления сертификата. Используя этот номер, лаборатория вправе запросить у производителя ОТТС (Одобрение типа транспортного средства), сравнить его с российскими ГОСТами и выдать заключение, что вмешательства в конструкцию не было. С «японками» придется повторно проходить недешевую процедуру сертификации.

Напомним, временный порядок ввоза на территорию России подержанных праворульных автомобилей для жителей ДФО и установки на них системы «ЭРА-ГЛОНАСС» действует до 1 июля 2019 года. Благодаря ему было снято напряжение, нарастающее в регионе вместе с очередями и ценами на популярные японские иномарки. Обяжут ли в итоге дальневосточников устанавливать злополучные кнопки после 1 июля или же они окажутся и вовсе бессмысленными без возможности оформить сертификат безопасности для ввезенной «японки»? Редакция ИА PrimaMedia продолжит следить за развитием событий.

Субсидии на вырост

Так, уже состоялись конференции «ForAuto-2018», организованная агентством «Автостат», две конференции по автопрому вообще и отдельно коммерческому транспорту — провела компания «АСМ-холдинг» — и Российский автомобильный форум — компания Adam Smith Conferences.

И наконец-то — впервые за пять последних лет! — у экспертов появился повод для оптимизма: рынок, затормозив падение к концу 2016 года, в 2017-м продемонстрировал рост во всех, ну или почти во всех сегментах. Оговорка «или» — не случайна, ибо статистические данные аналитических агентств несколько разнятся. Одни считают объемы производства, другие — продаж, третьи — регистрации в ГИБДД и т.д. В некоторых случаях дельта в оценках рынка может достигать пары десятков тысяч единиц. Например, оценивая динамику рынка автобусов, эксперты Ассоциации европейского бизнеса и «АСМ-холдинга» оперируют показателем минус 3,4 процента, PwC — плюс 13, а «Автостат» в разных презентациях называет то плюс 20, то плюс 13,4 процента. Так что будем ориентироваться на среднеоптимистичные данные.

Впрочем, оптимизм этот довольно сдержанный, и ура не кричит никто. Рост рынка в 2017 году был ожидаем (ну не может же он вечно падать), но по большому счету ничем не оправдан, так как перелома к лучшему в макроэкономической ситуации не произошло. К тому же ни один из сегментов и близко не достиг уровня продаж 2012-го: по словам директора «Автостата» Сергея Целикова, рынок грузовиков всех мастей сейчас ниже 2012 года на 38 процентов, рынок автобусов — на 29. То есть нынешнюю ситуацию на авторынке можно охарактеризовать как шаг вперед. Но после двух шагов назад.

Разумеется, без мер господдержки и такие вяло-оптимистичные результаты были бы невозможны. В целом, по данным Аналитического центра при правительстве РФ, на поддержку отрасли из бюджета было выделено 156,2 миллиарда рублей. Из них чисто на помощь рынку — 62,3 миллиарда. Планы господдержки отрасли на нынешний год пока официально не обнародованы, но, по предварительным данным, на поддержку рынка будет направлено около 35 миллиардов рублей.

Закрывается программа обновления колесных ТС (17,5 миллиарда в прошлом году), с 27,5 до 16 миллиардов сжимается льготное кредитование и льготный лизинг, на полмиллиарда уменьшатся субсидии на закупку ГМТ-техники.

Ослабление дружеского плеча государства, конечно, печалит участников рынка. Но с другой стороны, если уж макроэкономическая ситуация сложится в нашу пользу, то рынок полезет вверх и без субсидий регулятора. Наглядный пример тому — все тот же 2012 год с самой мизерной поддержкой отрасли в нынешнем десятилетии: всего 7,4 миллиарда рублей. Но зато с объемом рынка в 3,07 миллиона единиц против 1,67 миллиона в 2017 году при поддержке в двадцать раз большей.

«В 2017 году благодаря реализованным мерам господдержки удалось предотвратить критический сценарий падения рынка коммерческого транспорта, — сообщили «РГ» в Группе ГАЗ. — В первую очередь это программа обновления колесных ТС; программа льготного лизинга; программа субсидирования на закупку автотранспорта, работающего на ГМТ. Они позволяют увеличить спрос и стимулируют выбытие из эксплуатации старой техники, не соответствующей современным стандартам безопасности и экологии. Сохранение комплекса этих мер в полном объеме было бы важно для поддержания в 2018 году той позитивной динамики, которая наметилась в прошлом году».

«При отсутствии или снижении господдержки автопрома роста в 2018 году не произойдет. Производители будут вынуждены давать клиентам выгоды за свой счет, дабы удержать и нарастить объем, но эффект от этого будет только в моменте. А для уверенной позиции отрасли необходимы долгосрочные инструменты по стимулированию спроса», — считает замдиректора департамента розничных продаж новых автомобилей ГК «АвтоСпецЦентр» Руслан Павлов.

«Программы поддержки оказали значительную помощь рынку в 2017 году. Однако наиболее эффективной была не программа утилизации, а программа льготного кредитования. С ее завершением доля продаж в кредит может снизиться оценочно на 25-30 процентов, до уровня 35-38 процентов», — говорит директор филиала финансовых услуг компании РОЛЬФ Ольга Бойко.

Впрочем, в прошлогоднем росте рынка «виновата» не только господдержка. «50-процентный рост обусловлен еще и низкой базой продаж 2016 года в сегменте импортных тяжелых грузовиков, необходимостью смены парка крупных логистических операторов, отложенным спросом. Интересный факт — рынок подержанных грузовиков в 2017-м вырос всего на 1 процент, а в 2018-м вовсе падает, что, по моему мнению, связано с отсутствием программ господдержки и сокращением количества частных владельцев грузовых авто на рынке», — считает директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Евгений Кангун.

А как оценивают итоги прошлого года сами автопроизводители? «Рынок грузовых автомобилей показывает отличные результаты. За прошлый год в России было зарегистрировано более 5600 грузовых автомобилей Scania, что на 150 процентов больше в сравнении с 2016 годом. В этом году мы планируем укрепить свои позиции на рынке РФ не только благодаря появлению нового модельного ряда грузовиков, но и уникальному инновационному пакету продуктов и услуг, которые позволяют клиентам повышать рентабельность бизнеса», — сообщил «РГ» начальник отдела региональных продаж компании «Скания-Русь» Александр Бабушкин.

«В 2017 году в дилерскую сеть и корпоративным клиентам было отгружено свыше 4000 единиц техники. Рост относительно результатов предыдущего года составил 52 процента, — комментирует Игорь Давыдов, операционный директор «Исузу Рус». — Мы наблюдали рост активности покупателей на протяжении всего года. Это, с одной стороны, было связано с реализацией отложенного спроса и обновлением автопарков крупных компаний, с другой — интерес клиентов подстегнули законодательные инициативы Таможенного союза, обязавшие производителей техники с 2018 года привести все новые модели в соответствие со стандартом Евро-5. Многие владельцы автопарков предпочли обновить свои машины, не дожидаясь вступления в силу новых правил и соответствующего подорожания техники».

Эти слова подтверждает перевозчик, замдиректора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA Олег Гребенько: «В 2017 году мы ощутили увеличение активности на рынке и улучшение ситуации. Вырос спрос на услуги логистических и транспортных компаний, улучшилась экономическая ситуация. Поэтому наша компания приобрела в кредит 10 новых тягачей Scania R400. Мы закупаем их автомобили с 2000 года и довольны качеством и надежностью».

И тут вот какой неприятный для российского автопрома парадокс наблюдается: при общем росте продаж на рынке снижается доля отечественных брендов. Так, по данным «АСМ-Холдинга», продажи российских грузовиков в 2017 году подросли на 8 процентов, а зарубежных — на 110. Что касается исключительно тяжелых грузовиков, то, судя по отчету АЕБ, наши подросли на 31, иностранные — на 173 процента, а в автобусном сегменте дело вообще швах: падение 22 и рост 425 процентов соответственно.

Аналитики компании PwC сделали расклад по брендам. Так, в сегменте LCV доля ГАЗа пала на 1 процент (оставаясь при этом самой популярной маркой), УАЗа (несмотря на вывод на рынок новой модели UAZ Profi — на полтора. При этом Форд подрос на 2,7 процента, Ситроен — на 0,5. В средне- и крупнотоннажном сегменте КАМАЗ потерял 5 процентов (тоже оставаясь самым популярным брендом), ГАЗ — 3,9. А зарубежные марки прибавили от полутора до 5 процентов. Так что сам по себе напрашивается вывод: как только в экономике намечается хотя бы минимальное оживление, потребители забывают о патриотизме и предпочитают вкладывать средства в зарубежную технику. Есть о чем задуматься нашим автомобилестроителям!

А каких итогов ждать в нынешнем году? Эксперты весьма осторожны в прогнозах. По мнению Сергея Целикова, для форсированного роста рынка нет очевидных причин. Зато есть тормоза: это снижение покупательской способности населения, удорожание новых автомобилей (50 процентов за три последних года). Вывод эксперта: минимальный рост в пределах 10 процентов. Виктория Синичкина, представитель PwC,назвала ориентиры примерно такого же порядка: в LCV — плюс 12 процентов, средние и тяжелые грузовики прибавят 10, автобусы — 16 процентов. Замгендиректора «АСМ-Холдинга» Александр Ковригин менее оптимистичен: грузовики, включая LCV, в нынешнем году потеряют 3 процента, автобусы и микроавтобусы подрастут на 9 процентов.

По прогнозам РОЛЬФ, сообщил директор по развитию этой компании Владимир Мирошников, продажи новых автомобилей на российском рынке увеличатся, но рост едва ли превысит 10 процентов по сравнению с результатами прошлого года. Такую же цифру назвал «РГ» и Евгений Кангун («АвтоСпецЦентр»).

Специалисты Группы ГАЗ рассчитывают, что рынок LCV вырастет на 3-5 процента по сравнению с 2017 годом. Рынок будет уверенно расти, считает Дмитрий Колотильщиков, директор по коммерческим грузоперевозкам FM Logistic. И сейчас рынок ощущает острую нехватку в новой технике. «По нашим данным, крупные производители полуприцепов получили достаточно большое количество заказов из России. В общем, все указывает на устойчивый рост потребления нового коммерческого транспорта», — подчеркнул он.

Ссылка на основную публикацию