Платные дороги в России. Почем километр пути? | Portal-Audi.ru

Платные дороги в России. Почем километр пути?

Сколько стоит километр дороги

То, сколько стоит километр дороги в России в среднем в 2018 году, знает только Минтранс. Однако учитывая, что за 2 года затраты изменились незначительно, можно руководствоваться докладом Министерства транспорта РФ, опубликованным 12 января 2018 года. Он содержит информацию о стоимости строительства, реконструкции, ремонте и содержании 1 километра дороги за 2016 год.

Из чего состоит цена

В стране почти 1,4 млн км дорог. Они проходят в разных условиях, имеют разное назначение. Документ приводит длинный перечень того, из чего складывается стоимость дорожного полотна:

  • геометрия покрытия. Ширина, уклоны, разделители, обочины, радиусы поворотов;
  • характеристики дороги. Использованные материалы, технологии;
  • стоимость щебня и песка;
  • рельеф;
  • застройка;
  • объемы земляных работ;
  • пересечение с искусственными объектами;
  • затраты на выкуп земель;
  • характеристики пересекающих дорогу коммуникаций;
  • параметры и количество знаков;
  • охранные зоны.

То, сколько стоит километр асфальтированной дороги, зависит от ее категории:

  • IА. Автомагистраль. Не менее четырех 3,75-метровых полос. Обязательны разделительная полоса, расположение на разных уровнях при пересечении с путями, предназначенными для автомобилей, велосипедистов, пешеходов, ж/д и трамвайных составов. Примыкания других полотен на одном уровне отсутствуют.
  • IБ. Скоростная дорога. Отличается от IА возможностью примыкания других полотен без пересечения прямого направления.
  • IВ. Дорога обычного типа. Отличается от IБ возможностью пересечения автомобильных, пешеходных, велосипедных дорог и дорожек.
  • Идентична IВ, кроме возможного отсутствия центрального разделителя и ширины полос, если их 4 (3,5 м вместо 3,75 м).
  • Не требуется центральный разделитель. Две полосы шириной 3,5 м. Остальное соответствует дороге II категории.
  • Идентично III категории, но ширина полосы – 3 м. Разрешается пересечение на одном уровне трамвайных, железнодорожных линий.
  • Одна 4,5-метровая и более полоса. Лишена центрального разделителя, может пересекаться с другими дорогами (пешеходными, велосипедными, железными, трамвайными).

Цена 1 км дороги

Исходя из опубликованных Минтрансом данных, 1 километр дороги асфальта стоит:

  • I категория – 52 286 720 руб.
  • II – 42 536 150 руб.
  • III – 37 109 230 руб.
  • IV – 14 096 45 руб.
  • V – 11 732 750 руб.

А вот сколько стоит сделать километр дороги в общей выборке: 28 850 390 руб.

Дешево или нет?

По сравнению с другими странами, обладающими развитой инфраструктурой, цена существенно ниже. Это актуально, если брать цифры без средств, потраченных на выкуп земель, вырубку лесов, перенос зданий, инженерных коммуникаций. В РФ сопутствующие затраты несет владелец дороги. Такой расчет считается корректным потому, что в США, Канаде и прочих приведенных для сравнения странах такие расходы не учитываются в структуре потраченных на строительство денег.

1 км 4-полосной дороги стоит:

  • в РФ – 47,5 млн руб.
  • в Швеции – 153 млн руб.
  • в Германии – 208 млн. руб.
  • в Китае – 226 млн руб.
  • в Канаде – 233 млн руб.
  • в США – 270 млн руб.

В итоге у нас минимум в 3 раза дешевле.

Разница во времени

Однако фактическая и реальная стоимость – разные вещи. Важно понимать, что в России более 95 % дорог изготовлены из асфальтобетона, который уступает цементобетону по сроку эксплуатации, частоте обслуживания и большинству характеристик. Например, в Германии 31 % цементобетонных покрытий, в США – 35 %, в Бельгии – 41 %. Там несут меньшие затраты на восстановление дорожного полотна.

Согласно отчету Минтранса, расходы на реконструкцию сопоставимы со стоимостью устройства новых дорог, а на ремонт варьируются в пределах 6–7 млн руб. за 1 км. Из-за использования устаревших технологий, халатности и кражи материалов, а также выделенных средств их нужно проводить практически каждый год. Из-за этого на продолжительном отрезке времени затраты на 1 километр дороги в РФ сопоставимы с тратами на строительство за границей, а качество существенно хуже.

Платные дороги в России

Опубликовано admin в 20.06.2019

Первый платный участок автотрассы появился в России в 1999 году – это был 20-километровый отрезок в Липецкой отрасли, относящийся к дороге М4 «Дон». Более активно данный порядок стал внедряться после 2012 года, и в настоящее время сеть платных дорог составляет примерно 1000 км при том, что общий километраж российских автотрасс – 1,5 млн. км.

Какая дорога может быть платной

Автотрасса (или ее отдельный участок) может быть отнесена к данной категории только при условии, что она была построена заново или реконструирована с использованием новейших технологий строительства и самых современных материалов.

Еще одним условием является обязательное наличие бесплатной альтернативы. Это означает, что у водителя должен быть выбор, по какой дороге двигаться – по платной или нет.

Преимущества

Основными отличиями от обычных автомобильных трасс являются:

  • хорошо развитая инфраструктура: магазины, автозаправочные станции, кафе и прочие объекты придорожного сервиса встречаются намного чаще, чем на остальных дорогах;
  • высокая пропускная способность за счет увеличенного количества полос движения (на самых загруженных и популярных направлениях – до шести);
  • безупречное качество дорожного полотна: ямы и выбоины отсутствуют, проводится своевременный ремонт, всегда нанесена свежая разметка.

Кроме этого, на некоторых участках разрешено двигаться со скоростью до 15 км/ч, что позволяет ехать намного быстрее по сравнению с обычными дорогами.

Список платных дорог

Полностью платных автотрасс в России нет, деньги взимаются лишь за проезд по отдельным участкам.

  • трасса М1 – один участок, находящийся между 14 и 33 км (он разделен на три отрезка, причем останавливаться необходимо у каждого пункта взимания платы);
  • трасса М3 – два участка (124 – 150 км, 150 – 174 км), в ближайшем будущем планируется введение третьего участка на отрезке с 65 по 124 км;
  • трасса М4 «Дон» – одиннадцать основных и шесть дополнительных платных участков;
  • трасса М11 – находится в процессе строительства, по состоянию на май 2019 года в эксплуатацию сдано три участка;
  • Западный скоростной диаметр – полностью платная трасса, разделенная на пять участков.

Четыре платные дороги имеется в Псковской области, особенностью которых является то, что они не были реконструированы или построены заново.

Кому принадлежат платные дороги

Большинство автотрасс принадлежит государственному предприятию «Автодор».

Собственником платных дорог, находящихся в Псковской области, является местный транспортный комитет. Трасса «Западный скоростной диаметр» находится во владении ООО «Магистраль северной столицы», а дорога М11 частично является собственностью «Северо-Западной концессионной компании».

Стоимость проезда по платным дорогам

Тарифы устанавливаются собственником конкретной автодороги по согласованию с уполномоченными органами, и зависят от времени суток (ночью дешевле), а также от категории транспортного средства:

  • 1 – мотоциклы и легковые авто, прицепы массой до 750 кг, микроавтобусы вместимостью до 8 пассажиров, грузовики до 3500 кг. Общее требование – высота не должна превышать 2 м.
  • 2 – среднегабаритный транспорт: автобусы вместимостью от 8 человек массой до 5000 кг, грузовики от 3500 кг, прицепы от 3500 кг, фургоны, пикапы и т. п. Высота – от 2 до 2,6 м.
  • 3 – автобусы тяжелее 5000 кг, тягачи и грузовики массой от 12 т, высота – более 2,6 м, количество осей – 2.
  • 4 – большие автобусы, грузовики с количеством осей 3 и более (при этом учитываются все имеющиеся оси, в том числе и временно поднятые), прицепы от 10 т, тралы, платформы, прочая спецтехника.

Тарифы на проезд по трассе М1, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
1-10 км 5:00-1:00 150 225 300 480
1:00-5:00 50 70 100 150
10-13 км 5:00-1:00 50 70 100 150
1:00-5:00 30 40 60 90
10-19 км 5:00-1:00 150 225 300 480
1:00-5:00 50 70 100 150

Тарифы на проезд по трассе М3, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
124-150 км 7:00-0:00 50 75 100 180
0:00-7:00 25 35 50 90
150-194 км 7:00-0:00 80 120 160 320
0:00-7:00 40 60 80 160

Тарифы на проезд по трассе М4, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
21-93 км 7:00-0:00 100 150 200 400
0:00-7:00 60 90 120 240
93-211 км 7:00-0:00 150 220 300 450
0:00-7:00 100 150 200 300
225-260 км 7:00-0:00 65 95 130 240
0:00-7:00 35 50 70 140
287-321 км 7:00-0:00 65 95 130 240
0:00-7:00 35 50 70 140
330-414 км 7:00-0:00 130 190 250 480
0:00-7:00 100 150 200 400
414-464 км 7:00-0:00 90 130 170 330
0:00-7:00 60 90 120 150
492-517 км 7:00-0:00 40 60 80 140
0:00-7:00 25 35 50 100
517-544 км 7:00-0:00 50 70 100 150
0:00-7:00 30 45 60 90
544-589 км 7:00-0:00 80 110 140 290
0:00-7:00 50 80 100 200
589-633 км 7:00-0:00 70 70 140 290
0:00-7:00 50 100 100 200
1091-1119 км 7:00-0:00 50 75 100 200
0:00-7:00 30 45 60 120

Тарифы на проезд по трассе М11, руб.

Отрезок дороги 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
208-214 км 20 30 40 60
208-258 км 140 160 180 220
208-334 км 360 390 430 530
214-258 км 120 140 150 180
214-334 км 340 370 400 480
258-334 км 220 230 250 300

Сэкономить можно, если пользоваться транспондером – прибором для автоматической оплаты. Его наличие позволяет получать скидки от 10 до 50%.

Схема и правила проезда

В начале платного участка находится пункт взимания платы. Рассчитаться можно следующими способами:

  • наличными деньгами или с банковской карты через кассира;
  • с помощью магнитной наклейки на лобовом стекле автомобиля: информация о владельце считывается с нее в автоматическом режиме;
  • наличными деньгами или смарт-картой – через специальный терминал;
  • с помощью транспондера: это устройство, предназначенное для бесконтактной оплаты и дистанционно отвечающее на сигнал пропускного пункта (оно привязывается к банковской карте или счету, и устанавливается обычно под ветровым стеклом транспортного средства).

Льготы при проезде

Предусмотрено предоставление льгот следующим категориям автотранспорта:

  • автобусы местного и общего пользования;
  • транспорт служб экстренного реагирования: полиции, скорой помощи, МЧС, военной автоинспекции (ВАИ);
  • автомобили аварийных служб;
  • государственный почтовый транспорт, автомобили сопровождения.

Также от платы могут освобождаться категории автотранспортных средств, определенные владельцем дороги.

Карта–справочник автодорог АвтоГАИ.ру

map.avtogai.ru

Платные дороги России

В России на протяжении нескольких лет существует сеть платных дорог общей протяженностью 471,7 км, которая постоянно пополняется все новыми участками, за проезд по которым необходимо платить.

Проезд по платному участку дороги без внесения оплаты разрешается лишь транспорту специального значения (автомобили скорой помощи, пожарные и полиция и т.д.), а также общественный транспорт, кроме такси, международных и междугородних автобусов.

Все платные участки дорог России контролируются госкомпанией «Автодор». А с некоторых пор и частными инвесторами, например, как новая платная трасса М-11. А теперь рассмотрим платные дороги России и тарифы подробнее.

М-1 «Беларусь»

Трасса М-1 имеет платный участок, протяженностью 18,535км, ведущий в обход г. Одинцово, находящегося в Московской области.

Первые 5 км автодороги имеют восьми полосное движение, последующие 9 км — шести полосное, и следующие 4 км-4 полосы.

Разрешенная скорость на трассе — 90 км/ч, расчетная – 120 км/ч. Трасса обладает пропускной способностью в 70-80 тысяч автомобилей в сутки, и имеет 3 пункта оплаты проезда.

Тарифы на трассе М-1

За проезд легкового авто взимается до 150 рублей. Для небольших грузовых авто, пикапов и легковых авто с прицепом 2-2,6 м высотой стоимость проезда составляет до 225 рублей. Для двухосных грузовиков и автобусов установлен тариф до 300 рублей, трехосный транспорт – до 480 рублей.

В ночное время с 01.00 до 05.00 проехать можно гораздо дешевле, тоже касается проезда с транспондером. Подробнее о тарифах трассы М-1 в инфографике:

М-4 «Дон»

Следующая трасса, имеющая платные участки дорог — М-4. Трасса М-4 связывает между собой северо-западные и центральные регионы страны с Северным Кавказом, Черноморским побережьем, портом Новороссийск. Это одна из самых дешевых трасс, стоимость для легковушек варьируется от 10 до 80 рублей. Платными являются 7 основных участков:

  1. Первый платный участок в Московской области — 48-71 км, протяженностью в 20 км. Участок оснащен 18 стационарными телефонными аппаратами вызова специальных служб при возникновении экстренной ситуации. Оплату необходимо произвести в пункте, находящемся на 71 км участка. Смарт-карту или транспондер вы сможете приобрести в центрах продаж, находящихся на 51 и 71 км трассы. Пользоваться участком можно бесплатно, если въезжать на участок и покидать его, минуя пункты оплаты.
  2. Следующий участок — обход г. Богородицка (225-260 км), протяженностью в 35,5 км. Расчетная скорость на данном участке — 120 км/ч.Произвести оплату за проезд можно в пункте на 228 км.
  3. Участок в обход г. Ефремова (287-321 км) имеет протяженность 35,8км. Расчетная скорость на участке — 120 км/ч. Плата взимается на 322 км трассы.
  4. Участок, идущий в обход г. Елец и села Яркино (330-414 км), протяженностью в 82 км. Расчетная скорость — 120 км/ч. Плата за проезд взимается в пункте, установленном на 339 км трассы.
  5. Участок, ведущий в обход г. Задонска — села Хлевного (414-464 км), протяженностью в 46,9 км. На участке имеется два пункта для внесения оплаты за проезд. Первый расположен на 416+530км, а второй на 460+192км.
  6. Участок, идущий в обход г. Воронежа (492-517 км), в ходе реконструкции был доведен до категории 1Б. Протяженность 25 км, количество полос движения увеличено до шести.Эксплуатация участка в платном режиме стартовала 2 февраля 2015 года. Оплата осуществляется на 515-м км трассы. Водители, пользующиеся этой трассой в пределах с 492-го км по 513-й км, не оплачивают проезд.
  7. Участок, проходящий по Воронежской области (544–633 км), имеет протяженность 89 км. В платном режиме заработал 09 ноября 2015 года.
    Оплата взимается:
    • — на ПВП 545 км при движении в сторону г. Ростов за 44,7 км пути до развязки на г. Лиски;
    • — на ПВП 620 км при выезде с платного участка за оставшиеся 44,3 км;
    • — при движении в сторону г. Москва оплата за проезд будет взиматься по тому же принципу: на ПВП 620 км и на ПВП 545 км.

М-11 «Москва – Санкт-Петербург»

Новейшая трасса в России М-11 «Москва – Санкт-Петербург» станет заменой бесплатной дороге М-10 «Россия», которая уже с потоком автомобилей не справляется, поэтому на старой Ленинградке частые заторы.

Новая Ленинградка с большой пропускной способностью, категория дороги 1А. Имеются специализированные зоны отдыха и парковки, но есть нюанс: она платная. Тарифы достаточно дорогие, например, чтобы доехать из Москвы до аэропорта Шереметьево на легковушке, нужно заплатить до 250 рублей, туда-обратно уже 500 рублей, в выходные дни и в ночное время дешевле.

Полное описание трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург», тарифы на проезд по новой Ленинградке смотрите здесь.

Вот пример стоимости проезда по одному из участков трассы М-11:

Способы оплаты

Оплату за проезд по платным участкам дорог можно произвести тремя способами — наличными (либо банковская карта), смарт-карта или же при помощи транспондера.

Наличными или банковской картой оплата вносится непосредственно кассиру, и, получив чек, водитель может продолжить движение по трассе после подъема шлагбаума и включения разрешающего сигнала светофора.

Если вы намерены оплачивать проезд при помощи смарт-карты, то вам необходимо приложить ее к специальному списывающему устройству и необходимая сумма будет списана автоматически.

Оплата транспондером производится автоматически при проезде автомобиля, оборудованного им, через пропускной пункт.

Автор: Виктория Голдина. Дата публикации: 13.02.2015
Обновлена Дмитриевым Виталием: 14.12.2015
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Платные дороги в России. Почем километр пути?

В начале ноября премьер-министр России Дмитрий Медведев окончательно одобрил проект строительства платной магистрали Москва — Казань, проезд по которой обойдется водителю примерно в 2,5 тыс. рублей. Первые два участка новой трассы с индексом М-12 власти планируют открыть к 2024 г., когда плату за проезд начнут взимать на дороге от Москвы до Владимира и на отрезке в обход Казани. Средний участок трассы, которая станет частью международного коридора Европа — Западный Китай, должны сдать в 2027 году.

Уже скоро должно окончательно завершиться строительство дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург, последний участок которой должны сдать в середине ноября нынешнего года. Общая протяженность платных зон на скоростной магистрали составит 606 км, проезд по которым на легковом автомобиле, по предварительным данным, обойдется примерно в 1,5-2 тыс. рублей.

После полного открытия дороги власти намерены увеличить максимально разрешенную скорость движения со 110 км/ч до 130 км в час. Среднее время пути от столицы до Санкт-Петербурга не должно превысить пять с половиной часов. Бесплатной альтернативой останется трасса М-10 «Россия», которая на отдельных участках уже исчерпала свою пропускную способность.

На данный момент на М-11 уже действуют три платных участка. Начальный участок трассы М-11 до 58 км управляется Северо-западной концессионной компанией, все остальные — ГК «Автодор». Летом 2019 г. «Автодор» запустил движение на 50-километровом отрезке дороги после Клина, открыв тем самым сквозной путь от МКАД до Твери. В зависимости от времени суток и дня недели проезд по новым дорогам от столицы до Санкт-Петербурга в совокупности стоит от 780 до 1510 рублей.

Самая первая платная дорога появилась в России весной 1999 г., когда деньги за проезд стали брать на 20-километровом участке трассы М-4 «Дон» в Липецкой области в обход села Хлевное. Спустя год платный отрезок увеличили в два с половиной раза, присоединив к нему дорогу вокруг Задонска.

Сейчас на М-4 «Дон», которой управляет ГК «Автодор», платные участки действуют в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областях, а также в Краснодарском крае. В дневное время проезд на легковом автомобиле по таким дорогам общей протяженностью около 800 км обойдется в 1325 рублей (с транспондером — 1060 рублей). Кроме того, «Автодор» заведует двумя особыми зонами длиной 70 км на трассе М-3 «Украина» в Калужской области от 124-го до 194-го км, проехать по которым стоит от 130 до 150 рублей.

В 2014 г. в Подмосковье открылась 20-километровая платная трасса «Северный обход Одинцова» (оператор — «Новое качество дорог»). Проезд по магистрали, позволяющей миновать пробки возле столицы на дороге М-1 «Беларусь», обойдется в 400 рублей.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области помимо участка трассы М-11 есть и другая платная магистраль. Речь идет о «Западном скоростном диаметре» (ЗСД), связывающем южную часть города в районе Кольцевой автодороги (КАД) с федеральной трассой А-181 «Скандинавия». Проезд по всем пяти зонам ЗСД общей протяженностью 46,6 км стоит 500 рублей.

Платные дороги в России. Почем километр пути?

Максимальная стоимость проезда легкового автомобиля по платным трассам федерального значения не может превышать 3 руб. за км, следует из постановления правительства РФ, размещенного в пятницу, 5 февраля, на официальном интернет-портале правовой информации. Исключением из этого правила являются участки автострад, проходящие по «отдельным искусственным дорожным сооружениям», то есть по мостам или внутри тоннелей. Проезд по таким участкам обойдется водителю легковушки в 21 руб. за км.

Для легких коммерческих автомобилей (LCV) максимальные тарифы установлены в 4,5 руб. и 31,5 руб. соответственно, для двухосных грузовиков — 6 руб. и 42 руб., для трехосных — 9,5 руб. и 66,5 руб. за каждый километр.

Стоимость проезда по автострадам, построенным в рамках реализации концессионных соглашений, разрешено устанавливать на более высоком уровне. С легковых автомобилей за каждый километр такой дороги управляющая дорогой компания имеет право взимать по 12 руб., с LCV — по 18 руб., с грузовиков — от 24 руб. до 38,5 руб. в зависимости от количества осей. При этом стоимость проезда по мостам и тоннелям может составлять от 84 руб. до 269 руб. за километр в зависимости от того, о какой машине идет речь. В документе подчеркивается, что размер тарифов подлежит ежегодной индексации на уровень инфляции.

Существующие тарифы на проезд по платным трассам не превышают предельных тарифов, которые указаны в постановлении, пояснила РБК партнер практики «Инфраструктура» «НЭО Центра» Инна Карпова . «Все участки М4 стоят не больше 3 руб., все концессионные участки не превышают 12 руб. для легковых автомобилей. Потому к снижению тарифов принятие документа не приведет», — отметила она. По словам Карповой, риск возникает только в отношении трассы М1 (обход Одинцово), где возможно превышение предельного размера платы, установленного в постановлении правительства. «Государство, инициируя ограничение тарифов, вероятнее всего, возьмет на себя компенсацию концессионером недополученных доходов», — резюмировала она.

Увеличение стоимости проезда, по словам Карповой, также теоретически возможно, но неотъемлемо связано с трафиком: «Чтобы дорога была загружена, должен быть баланс».

Перевод в ноябре 2015 года в платный режим участка трассы М11 (от МКАД до Солнечногорска) вызвал недовольство автомобилистов, которые сочли установленные Северо-Западной концессионной компанией (СЗКК) тарифы завышенными. Полная стоимость разового проезда одной легковой машины или мотоцикла от Москвы до аэропорта Шереметьево тогда была установлена в размере 100 до 250 руб. (в зависимости от дня недели и времени суток), от МКАД до Зеленограда — 150–350 руб., от МКАД до Солнечногорска — 200–500 руб.

В декабре 2015 года губернатор Московской области Андрей Воробьев назвал назвал тарифы на трассе М11 катастрофой. Он отметил, что тарифы были установлены без учета сложившейся экономической ситуации, что привело к народному недовольству.

Позднее, после специальной проверки, Генпрокуратура обратилась в правительство с предложением ограничить тарифы на платном участке трассы М11, объяснив свою инициативу многочисленными жалобами автовладельцев и автоперевозчиков на завышенные тарифы. «Данная ситуация стала возможной из-за несвоевременного принятия правительством РФ предельных уровней тарифов, которые не должны превышаться концессионером. Генеральной прокуратурой проинформировано правительство РФ, которому предложено установить предельные значения тарифов по трассе М11», — говорилось в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры.

Последним к критике присоединился президент Владимир Путин. «Ну вот сейчас в Москве в направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит, «вздули» цены так, что проехать невозможно», — заявил он на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ). Путин подчеркнул, что такого «быть не должно, должно все функционировать».

1 февраля 2016 года СЗКК объявила, что с 4 февраля тарифы на проезд по М11 снижаются. В частности, от Москвы до Зеленограда для первой категории ТС в пиковые часы рабочей недели стоимость снижена на 29%, а в ночные часы — на 33%.

10 самых дорогих дорог России

Статья о самых дорогих дорогах России: топ-10 самых «золотых» трасс, стоимость строительства 1 км дороги, интересные факты. В конце статьи — видео о российских дорогах.

Содержание статьи:

  • Как рассчитывается стоимость дорог
  • Какие факторы влияют на стоимость дорог в России
  • Самые «денежные» дороги РФ
  • Видео о российских дорогах

«Нам любые дороги дороги» — прекрасная строчка из песни к мультфильму «Бременские музыканты», гениальная игра слов… но, как выясняется, одни дороги дороги, а другие – дороже.

Строительство дорог – дело востребованное и отнюдь не дешёвое. Современная дорога – это не просто дорожное покрытие, но и освещение, переходы для пешеходов, развязки и съезды – целая инфраструктура инженерных сооружений. И при всём стремлении сэкономить на строительстве, обойтись малыми вложениями получается далеко не всегда…

Как рассчитывается стоимость дорог

Стоимость современной автомобильной дороги зависит от целого ряда факторов. В расчете участвуют такие составляющие как:

  • рельеф местности;
  • плотность застройки в районе, где будет проложена дорога;
  • разрешённая скорость движения;
  • климат местности, где ведётся строительство;
  • поперечный и продольный профиль дороги, необходимые земляные работы;
  • вид основания дороги;
  • расчетная нагрузка на готовое дорожное полотно.

Цены существенно колеблются не только от страны к стране, но и в пределах одного государства. Что же касается России, то её протяжённость и разнообразие климатических и геодезических условий тем более делает разброс цен на возведение дорог очень широким.

Дороги бывают разными по количеству полос и сложности инфраструктуры. В мировой практике при строительстве принято оперировать двумя подходами к оценке стоимости дороги:

  • цена 1 км одной полосы с учетом расходов на эстакады и развязки;
  • цена 1 км 4-х полосной дороги (по 2 полосы в каждом направлении).

В пересчёте на американские доллары дороги Канады и США обходятся в среднем около 6 млн. долларов за одну милю одной полосы. В Европе цены выше – около 7 млн. долларов. Но средняя цена – не показатель: есть трассы очень и очень дорогие.

Какие факторы влияют на стоимость дорог в России

В России сложность строительства дорог вызвана особенностями климата, необходимостью обеспечить большую высоту слоёв основания и дополнительных слоёв, которые должны обеспечить устойчивость дорог к морозам.

Большую сумму составляют расходы на доставку строительных материалов: далеко не везде есть песчаные и щебневые карьеры.

Если строительство планируется осуществлять в густонаселённом районе, возникает необходимость переноса коммуникаций, проходящих по территории будущей автомагистрали. Все строения, которые оказываются на этой территории, должны быть выкуплены у собственников, что также обходится недёшево. По данным Института транспорта, такие расходы составляют от 5 до 55 процентов всей стоимости дороги – в зависимости от плотности застройки в конкретном районе.

В США работа по резервированию местности под дороги ведётся планово и заранее; в России такая практика пока внове, выкуп идёт «по факту», что, естественно, существенно повышает расходы.

По сравнению с зарубежными стандартами, российские дороги в среднем рассчитаны на более высокую скорость проходящих по ним автомобилей: до 150 км/ч. Для сравнения: в США и в Азии средний скоростной рубеж на 30 км/ч меньше.

И наконец, российские дороги шире: одна российская дорожная полоса составляет 3,75 м, а зарубежная – 3,5 м. Обочины на иностранных дорогах строятся шириной от 2 метров, а у нас ширина обочины должна быть не менее ширины дорожной полосы.

Все эти факторы приводят к тому, что стоимость автодорог России, мягко говоря, недешёвая. Какие же трассы у нас занимают пьедестал дорогостоящих дорог?

Самые «денежные» дороги РФ

1. Кемерово – Новокузнецк

Сибирская скоростная трасса со скоростным «потолком» в 130 км/ч. Строится трасса в три этапа, начиная с 2005 года. Третий этап начали возводить в 2014 году и планируют завершить к 2020-му.

Именно стоимость этого, последнего участка дороги, позволила трассе занять место в десятке самых дорогих дорог России: 8,5 миллиарда рублей за неполные 18 км, что в пересчёте за 1 км составляет 30 миллионов долларов США.

2. Южный объезд Калуги

Эта трасса проходит по маршруту Калуга-Тула-Рязань. Длина её составляет 21 км, трасса соединяет Киевское и Тульское шоссе на участке Анненки-Секиотово.

Дорога позволяет вывести из города транзитный поток и тем самым разгрузить остальные дороги населённого пункта. Стоимость проекта Южного объезда Калуги – 11,5 миллиарда рублей.

Проект включает в себя мост через реку Оку, три развязки, восемь новых путепроводов и реконструкцию существующих на момент строительства транспортных развязок. Один километр объездной дороги обошёлся бюджету в 34 миллиона долларов.

3. Шоссе «Балтия»

Федеральная трасса «Балтия», или Новорижское шоссе следует из Москвы через Волоколамск до латвийской границы, составляя часть европейской трассы Е22.

В 2010 году была начата рассчитанная на пять лет реконструкция дорожного полотна трассы с увеличением количества дорожных полос, чтобы разгрузить дорогу и повысить её пропускную способность.

Общая стоимость реконструкционных работ была заявлена в размере 33 млрд. рублей. Соответственно, один километр дороги обошёлся в 43 миллиона долларов. Данная цифра сопоставима со стоимостью горной дороги в Швейцарии.

4. Трасса М11

Эта автострада соединяет Москву с Санкт-Петербургом. 51 миллион долларов за километр – цифра впечатляющая. Семьсот километров дороги, что называется, «влетают в копеечку».

Целью прокладки трассы стала разгрузка трафика через Вышний Волочок и Химки.

Интересной особенностью строительства трассы стал тот факт, что оно финансируется не только государством, но и представителями местного частного бизнеса: предприниматели, которые изъявили желание в дальнейшем работать на примыкающей к автотрассе территории, финансировали часть дорожных работ.

С одной стороны, это позволило им получить бронь выгодного для эксплуатации участка под коммерческую деятельность, с другой – дало возможность государству сэкономить бюджетные средства.

5. Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД)

Автострада длиной в 520 км на расстоянии 50 км от МКАДа. Сейчас стоимость километра дороги объявлена равной 62 миллионам долларов.

Изначально в бюджет закладывалась сумма на строительство в 300 млрд. рублей. Но, похоже, до тех пор, пока стройка не будет окончательно завершена, эта сумма ещё вырастет, и Центральная кольцевая может потеснить в этом рейтинге другие дороги России.

6. Дмитровское шоссе

И снова – не строительство, а реконструкция. 67 миллионов долларов США за один километр реконструированного Дмитровского шоссе – цена, сопоставимая, например, со стоимостью километра китайской трассы Changde-Jishou (70 млн. долларов). Общие затраты на работы – 28 миллиардов рублей.

7. Третье транспортное кольцо Москвы

Восьмиполосная магистраль длиной в 36 км включает в себя 19 эстакад, 17 развязок, тоннели общей длиной около 5 км. Инфраструктура дороги достаточно насыщенная, отсюда и высокая стоимость одного километра дорожных работ: 117 миллионов долларов США.

Такая стоимость километра дороги в точности повторяет цену за километр строительства Бостонской трассы в США.

8. Адлер – Красная поляна

48-километровая трасса – одна из самых дорогостоящих в Российской Федерации: 140 миллионов долларов за километр.

Впрочем, эта дорога не только выполняет своё прямое предназначение, но и изначально была рассчитана на то, чтобы демонстрировать статусность страны гостям Сочинской Олимпиады. Остаётся лишь надеяться, что эта цель была достигнута.

9. ЗСД Спб

Под этой интригующей аббревиатурой скрывается Западный Скоростной Диаметр Санкт-Петербурга. Магистраль – одна из самых сложных автодорожных проектов в мире, учитывая все нюансы геодезической ситуации в этом регионе, 1 км полотна обошёлся в 150 миллионов долларов.

При всей своей сложности, ЗСД СПб построен достаточно экономно. Стоит лишь упомянуть, что такая автострада, как Alaskan Way в США обошлась стране в 15 раз дороже.

Конечно, Аляска – не Санкт-Петербург, но сложность строительства здесь не ниже: болотистые местности, плавуны, климатические особенности потребовали от автодорожников и проектировщиков максимальной отдачи.

10. Четвёртое транспортное кольцо Москвы

Речь идёт о фрагменте длиной в 4 км между шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе. 34 миллиарда рублей за 4 километра трассы – цифра впечатляющая: 716 миллионов долларов за каждый из четырёх километров!

Пожалуй, эти четыре километра вызывают больше всего вопросов у тех, кто интересуется стоимостью отечественных дорог. Одна надежда – что затрачены средства позволят существенно разгрузить автомобильный трафик и снизит уровень дорожных пробок. В противном случае останется признать, что дорога получилась, как золотой кирпич: дорого и бесполезно.

Заключение

Дорогие дорожные работы – не самой страшное, если у страны есть средства для прокладки автомагистралей. Главную оценку дорог, приведённых в данном рейтинге, сможет сделать только время — если деньги, пусть и очень большие, потрачены, что называется, с умом, а не спущены на сомнительные инженерные решения, такие дороги на много лет вперёд обеспечат нормальный автомобильный трафик. В противном же случае останется лишь сожалеть о бездарно растраченных миллионах.

Видео о российских дорогах:

Ссылка на основную публикацию