ОСАГО подорожает на 20% — что еще ждет водителей? | Portal-Audi.ru

ОСАГО подорожает на 20% — что еще ждет водителей?

Осада водителей. Полисы ОСАГО подорожают на 20%

Летом Центробанк планирует пересмотреть базовые тарифы на ОСАГО, расширив верхнюю и нижнюю границы тарифного коридора в этом виде страхования на 20%, сообщил журналистам зампред Банка России Владимир Чистюхин. Таким образом, нижняя граница тарифа при оформлении полиса для легкового автомобиля составит 2746 рублей против нынешних 3432 рублей, а верхняя поднимется с 4118 до 4942 рублей. Для конечного потребителя это нововведение обернется ростом затрат на ОСАГО, признает Чистюхин.

«Мы провели несколько базовых прикидок, чтобы понять, что изменится в связи с расширением тарифного коридора. Средний водитель заплатит за полис 7 000 рублей, сейчас он платит 5 800 рублей. По дешевому полису стоимость составит 1 700 рублей, тогда как сейчас она составляет 1 500 рублей», — заявил зампред ЦБ.

По словам Чистюхина, Банку России не удалось «полностью реализовать функцию по стабилизации и ребалансировке рынка ОСАГО», поэтому регулятор и предлагает дополнительный комплекс мер для достижения этой цели. Помимо пересмотра базовых тарифов, ЦБ предлагает изменить применение коэффициента «возраст-стаж», увеличив число категорий автовладельцев с нынешних 5 до 50.

«Наши расчеты показывают, что водители от 16 до 24 лет ездят более рискованно, и стаж тут не играет роли, а водители от 25 до 34 лет ездят аккуратней — их коэффициент будет уменьшен приблизительно до 5%. Расширение тарифного коридора для наиболее рисковых водителей будет увеличено 5%», — поясняет Чистюхин. Также ЦБ намерен реформировать коэффициент «бонус-малус» (КБМ) — автовладелец будет получать только одно значение этого коэффициента один раз в год. Это решение Чистюхин объяснил борьбой со случаями завышения или «неадекватного установления» коэффициента.

Кроме того, регулятор планирует создать реестр агентов ОСАГО и ввести квалифицированные требования к ним – это необходимо для дальнейшей «индивидуализации» тарифов, говорит зампред ЦБ. «Индивидуальный тариф потребует очень четкого понимания тарификации. Сейчас уже есть возможность создавать СРО агентов ОСАГО, но я боюсь, что это будет долгий процесс, поэтому нужно ввести такие требования на уровне законодательства», – пояснил журналистам Чистюхин. Весь комплекс мер Центробанк намерен осуществить в три этапа, первый из которых должен стартовать летом 2018 года.

В настоящее время для расчета окончательной цены полиса базовый тариф умножается на восемь коэффициентов, которые также устанавливает Банк России. В их числе – возраст и стаж водителя (КВС), технические характеристики автомобиля (КМ), наличие прицепа (КПр), количество человек, допущенных к управлению транспортом (КО).

По мнению руководителя Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игоря Пушкаря, решение ЦБ увеличить базовые тарифы для ОСАГО в целях «стабилизации» этого рынка не выглядит оправданным. «Необходима максимально прозрачная процедура расчета тарифов ОСАГО для страховых компаний. Cейчас те данные по убыткам, которые они предоставляют в ЦБ по разным регионам, больше напоминают манипуляции с цифрами и не дают увидеть реальной картины», — говорит эксперт.

Он отмечает, что ОСАГО является обязательным видом страхования только для автовладельцев, а не для страховщиков. «У страховых компаний есть возможность отказаться от предоставления убыточной для них услуги. Однако случаев отказа от лицензии на ОСАГО — единицы», — добавляет Пушкарь. Он убежден, что повышение тарифов на ОСАГО приведет к росту «серых продаж» и мошенничества на этом рынке. «Автовладельцы будут чаще вестись на предложения мошенников приобрести полис ОСАГО по более низкой цене», — поясняет эксперт.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, напротив, считает, что предложенные ЦБ меры действительно облегчат ситуацию на рынке ОСАГО. На практике расширение тарифного коридора совсем не обязательно приведет к повсеместному росту стоимости полисов, полагает эксперт. «В каких-то регионах тариф повысится, а в каких-то — понизится. Нельзя при этом отрицать, что инфляция, которая росла с 2015 года, все это время работала на увеличение тарифа, так как стоимость автозапчастей, поставляемых из-за рубежа, повышается», — заключил он.

События года

Страхование

Финансы

Энергетика

Бизнес

Здравоохранение

Недвижимость

Нефть и газ

Образование

Промышленность

Технологии

Эксперт: Полис ОСАГО подорожает для 15-20 процентов водителей

— С 9 января 2019 года стартовала реформа ОСАГО, которую активно обсуждали в прошлом году. Основная идея реформы — сделать тариф более индивидуальным, зависящим от уровня риска конкретного водителя.

Первые два изменения вступили в силу 9 января. Это расширение тарифного коридора на 20 процентов в обе стороны и изменение коэффициента возраста и стажа. Нижняя граница коридора для легковых автомобилей физических лиц теперь составляет 2746 рублей (ранее — 3432 рубля), верхняя — 4942 рубля (ранее — 4118 рублей).

Коэффициент «возраст-стаж» по новым правилам рассчитывается по 58 категориям вместо 4. Вместо двух вариантов возраста и двух вариантов стажа теперь используется по 8 градаций в каждой категории. Максимальное значение коэффициента составляет 1,87, минимальное — 0,93. В отличие от ранее действовавшего принципа применяются не только повышающий, но и понижающий коэффициенты. Для водителей старше 35 лет с опытом вождения более 3 лет, а также для категории 30-34 года со стажем более 10 лет коэффициент снизился. Повышение коснулось в основном молодых и неопытных водителей.

Следующее изменение, касающееся коэффициента «бонус-малус» (КБМ), вступит в силу 1 апреля. Водитель сможет выбрать более выгодный для себя коэффициент, также он не будет обнуляться при перерыве в вождении. С периодичностью один раз в год КБМ будет пересчитываться с учетом убытков, произошедших за этот год.

Ожидания страховщиков в отношении реформы позитивны: около 10 миллиардов рублей дополнительных премий в год, что составляет примерно пять процентов премий. Ожидания ЦБ в три раза ниже (+1,5 процента премий), но увеличение средней стоимости полиса не подвергается сомнению. В результате первого этапа реформы полис подорожает для 15-20 процентов водителей. Пока лидеры сегмента либо оставили базовые тарифы без изменений (в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях), либо повысили их для большинства субъектов РФ. Увеличение коснулось и нетоксичных регионов, что объясняется как стратегией регионального развития (данный субъект РФ не входит в число территорий присутствия), так и желанием скомпенсировать убытки предыдущих периодов. При этом страховщики обязаны сообщать Центральному банку об изменении ставок и публиковать их на своих сайтах.

Снижение стоимости полиса могут ожидать аккуратные водители старше 30 лет, но не во всех регионах. При этом стоимость уменьшится в большинстве случаев не за счет базового тарифа (по расчетам РСА, снижение базовых ставок коснется около 20 регионов), а за счет коэффициентов. По мере дальнейшей реализации реформы страховщики будут конкурировать за малоубыточных клиентов, прежде всего за счет цены. Идеальных тарифов ждать не стоит, но без сомнения новая тарификация будет более справедливой. В то же время при серьезном увеличении цены для аварийных водителей возможен сценарий отказа от покупки полиса. В этом случае необходимо изменение системы штрафов и контроля за наличием полиса (например, с помощью камер).

Купить полис ОСАГО станет проще. В 2018 году ОСАГО стало драйвером интернет-продаж, в 2019 году тенденция сохранится. Только семь процентов интернет-продаж приходится не на ОСАГО. Если в целом по рынку интернет-канал приносит страховщикам около пяти процентов премий, то в сегменте ОСАГО доля электронных продаж выше 30 процентов. Со 2 апреля 2019 года вносится изменение в систему «Единый агент»: страхователи смогут выбирать страховую компанию (но не из всех страховщиков ОСАГО, а в зависимости от квоты).

Еще одним нововведением стала служба страхового омбудсмена. Именно выгодоприобретатели по ОСАГО будут ее первыми клиентами. С 1 июня 2019 года досудебное урегулирование через службу финансового уполномоченного станет обязательным. Работа будет строиться на безвозмездной основе для прямых клиентов, но обращения третьих лиц, которым уступлено право требования (в том числе автоюристов), будут платными. В результате ожидается снижение судебных расходов страховщиков, уменьшение доли выплат по договорам уступки права требования, что в конечном итоге положительно скажется на убыточности сегмента.

В качестве следующих этапов реформы предлагается увеличение срока действия полиса до трех лет, возможность выбора лимитов ответственности, ликвидация территориального коэффициента и коэффициента мощности. Возможно введение коэффициентов, учитывающих нарушения правил дорожного движения, характер вождения автомобиля, а также отказ от учета износа по всем видам выплат (пока это правило применяется только при натуральном возмещении). Однако пока эти нововведения находятся на стадии обсуждения. Наиболее ожидаемые шаги, касающиеся отмены коэффициентов территории и мощности, будут реализованы в 2020 и 2021 годах соответственно.

Сейчас на рынке осталось около 50 страховщиков ОСАГО, среди них есть компании, у которых убытки по этому виду страхования оказывают серьезное давление на финансовый результат. Но в целом ситуация в сегменте улучшается, рынок готов к переменам. Говорить о победе над страховым мошенничеством и злоупотреблении правом со стороны автоюристов рано, но решение этой проблемы уже не представляется невозможным.

ОСАГО может подорожать на 20%

YKTIMES.RU – Центробанк во вторник объявил о начале новой масштабной реформы тарифов ОСАГО. Уже летом этого года страховщики получат возможность повысить на 20% базовый тариф ОСАГО, но одновременно смогут на 20% и понизить его. Расчеты ЦБ показывают, что для среднего водителя полис может подорожать на 1200 руб., а для обладателей самых дорогих страховок – на 7000 руб., передает ТАСС.

ЦБ обещает следить, чтобы страховщики не использовали расширение коридора для извлечения сверхприбылей, но возможность влиять на тарифную политику компаний у него появится только в 2019 году.

Как изменится тариф

Летом 2018 года у страховых компаний появится возможность повысить и понизить тарифы ОСАГО на 20%: зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин во вторник объявил, что коридор базового тарифа ОСАГО для легковых авто физлиц, в рамках которого страховщики могут выбирать ставку тарифа, будет расширен на 20% вверх и на 20% вниз. Таким образом, если сейчас базовый тариф ОСАГО, который для расчета окончательной цены полиса умножается на восемь коэффициентов, установлен в пределах от 3432 до 4118 руб., то после изменений диапазон составит 2746-4942 руб.

Бизнес ОСАГО сейчас в целом по стране страховщикам невыгоден – ОСАГО по итогам 2017 года принесло страховщикам 14,8 млрд руб. убытка, сообщил Чистюхин. Однако от региона к региону ситуация отличается. Согласно актуарным расчетам, недостаточность тарифа ОСАГО в целом по стране составляет 47%, при этом максимально возможное повышение базовой ставки тарифа будет 20%-ным, указал зампред ЦБ. По мнению Российского союза автостраховщиков, меры ЦБ – единственно возможный выход из кризисной ситуации в ОСАГО.

Для конкретных водителей расширение коридора означает следующее. Если страховщик выбирает повышенную максимальную ставку, то для среднего, обобщенного водителя полис подорожает на 1200 руб. – с 5800 до 7000 тыс. руб., привел пример Чистюхин. Для обладателей самых дорогих страховок – например, это молодой неопытный житель Челябинска с машиной мощностью 150 л.с. (рискованный сегмент, убыточный регион, повышающий коэффициент за мощность авто) цена вырастет с 24,9 тыс. руб. до 31 тыс. руб., следует из презентации ЦБ. А для обладателей самых дешевых страховок – например, это житель небольшого населенного пункта, старшего возраста, с машиной мощностью до 50 л.с. цена вырастет с 1500 руб. до 1700 руб.

Если же страховщик выбирает пониженную минимальную ставку, то для среднего водителя (которому сейчас установлена нынешняя минимальная ставка) полис подешевеет с 4,9 тыс. руб. до 3,9 тыс. руб. Для самого рискованного сегмента (тот самый условный житель Челябинска, но в случае, если ему установлена цена по минимальной ставке в рамках коридора) полис подешевеет с 20,8 тыс. руб. до 17,3 тыс. руб. Для обладателей дешевых страховок, которые платят по нижней ставке базового тарифа, полис подешевеет с 1,2 тыс. руб. до 0,95 тыс. руб.

Самых убыточных регионов в России сейчас 16 – страховщики не хотят добровольно продавать там полисы, и жители этих регионов не могут сами выбрать себе страховщика – там действует система “единого агента”, которая перераспределяет клиентов из этих регионов равномерно между всеми компаниями страны. Система работает Краснодарском крае, Волгоградской, Ростовской, Мурманской, Челябинской, Ивановской, Архангельской, Нижегородской, Ульяновской, Кировской, Саратовской областях, Башкортостане, Татарстане, Мордовии, Северной Осетии и Ставропольском крае.

Возможно, в ряде случаев страховщики будут выбирать пониженную ставку, не исключил Чистюхин – это вероятно в отдельных регионах с невысокой убыточностью ОСАГО, где страховщики начнут конкурировать между собой за клиента. Примеры наименее убыточных регионов – – Карелия, Якутия, Костромская, Калининградская, Курская области и другие (данные РСА). Следующее расширение тарифного коридора возможно летом 2019 года, следует из презентации ЦБ – после анализа результатов того, как сработал первый этап реформы. По закону ЦБ имеет право менять тарифы ОСАГО не чаще одного раза в год.

В будущем весь комплекс мер должен привести к тому, что цена ОСАГО станет индивидуальной, система “единого агента” будет не нужна. Сейчас добросовестные и соблюдающие ПДД водители платят за страховку больше, чем могли бы, потому что страховщики компенсируют убытки от аварийных категорий – от этой практики нужно уйти, считает зампред ЦБ.

“Мы предполагаем установить справедливую цену ОСАГО для каждого водителя, используя принцип “каждый отвечает сам за себя”. Если сегодня страховая компания выбирает ставку тарифа для отдельных категорий водителей, то в измененном подходе будет устанавливаться индивидуальный тариф. Это произойдет не сразу. Но мы предполагаем, чтобы каждый отвечал за свое поведение, за свое вождение, и перекрестное субсидирование было бы если не устранено, то сведено к минимуму”, – сказал Чистюхин.

Для молодых водителей полис подорожает

Одновременно, также летом 2018 года ЦБ планирует еще одно нововведение: изменить систему распределения водителей по стажу и возрасту, в результате цена вырастет для самого рискованного сегмента – водителей 16-24 лет, и понизится для большинства остальных. Пока, на первом этапе, скидки и надбавки за возраст и стаж повлияют на цену ОСАГО не более чем на 5%, но в будущем эта дифференциация будет увеличиваться, пообещал Чистюхин.

Сейчас в ОСАГО всего пять категорий водителей по возрасту и стажу, а будет 50, сообщил Чистюхин. Самый высокий коэффициент, как и сейчас, будет установлен для водителей 16-21 года со стажем вождения до 2 лет, но летом он вырастет с 1,8 до 1,87 (аналогично изменится коэффициент для страховок без ограничения числа водителей). Вырастет цена для неопытных водителей 22-24 лет – коэффициент увеличится с 1,7 до 1,77. А вот для водителей от 30 лет и старше без стажа вождения повышающий коэффициент понизится – с 1,7 до 1,63.

Для опытных водителей планируется понижающий коэффициент – максимальная скидка составит 4%, ее получат водители в возрасте от 35 лет начиная с 5 года вождения, или от 40 лет – начиная с 3 года. Сейчас скидок за возраст и стаж в ОСАГО не предусмотрено.

Вопрос о скидке за безаварийность будет решаться в пользу клиента

И третье ближайшее изменение, запланированное на лето, коснется системы присвоения коэффициентов “бонус-малус” (КБМ), который влияет на цену полиса – скидка за безаварийную езду и надбавка за совершенные аварии.

Сейчас часто возникает ситуация, что у одного водителя может быть два коэффициента “бонус-малус”, например, если вписанный в его полис другой водитель стал виновником ДТП и страховщик применяет повышенный коэффициент.

“В новой системе мы предполагаем, что каждому водителю коэффициент “бонус-малус” будет присваиваться один раз в год, действовать целый год. При задвоении коэффициентов выбирается наименьший, то есть наиболее выгодный потребителю”, – сказал Чистюхин. Кроме того, планируется отменить КБМ для собственника транспортного средства и присваивать его индивидуально каждому водителю, а страховая история будет закреплена за водителем, а не за договором ОСАГО следует из презентации Чистюхина.

Сейчас КБМ – самая частая причина жалоб граждан на ОСАГО в ЦБ: в первом квартале регулятор получил около 7000 таких жалоб.

Дальнейшие изменения

Второй этап предлагаемой ЦБ реформы потребует уже законодательных изменений. На этом этапе к середине 2019 года ЦБ хочет получить полномочия контролировать тарифную политику страховщиков, чтобы они не получали сверхприбылей на необоснованном завышении тарифа.

“Рассматриваются разные механизмы, но главное, чтобы не было сверхобогащения: чтобы тариф на сколько-то процентов не мог отклоняться от среднего по компаниям за год, либо, если актуарные расчеты показывают достаточность тарифа, чтобы он не мог повышаться больше чем на определенную сумму. Некое ограничение сверху, чтобы страховые компании по данному инструменту не зарабатывали сверхприбылей”, – объяснил Чистюхин, отметив, что это важно с учетом обязательности ОСАГО для граждан.

Кроме того, ЦБ планирует разработать закон, разрешающий использование индивидуального тарифа (для этого необходимо более подробное разделение страхователей на тарифные группы, в том числе – продолжение дифференциации по возрасту и стажу). ЦБ обсудит с экспертами и возможность введения дополнительных параметров цены ОСАГО – например, возраст автомобиля, марка, экологические характеристики, заметил Чистюхин. Работу над законопроектами регулятор начнет уже осенью 2018 года, после того как будет завершен первый этап.

Российский союз автостраховщиков заявил, что меры ЦБ являются единственно возможным выходом из ситуации в ОСАГО, эти меры спасут ОСАГО от кризиса, сообщили в пресс-службе союза. При этом, по мнению союза, на убыточность также сильно влияет регион и удаленность от федеральных трасс, но менять коэффициенты по территории ЦБ пока не планирует, уточнил Чистюхин.

Минфин поддерживает расширение тарифного коридора, заявил замминстра финансов Алексей Моисеев.

“Мы считаем, что коридор должен поэтапно расширяться, пока мы не придем к полной отмене коридора и полной либерализации тарифов”, – сказал он.

Полная либерализация если и возможна, то не раньше 2020 года, заявил Чистюхин.

“Каждый последующий этап реформы будет внедряться в зависимости от успешности предыдущего и подтверждения информации о том, что страховщики используют изменения тарификации для дифференциации водителей, а не для получения дополнительной прибыли”, – заключил зампред ЦБ.

Полисы ОСАГО могут подорожать на 20,7%

В Центробанке заявили, что первый этап либерализации тарифов «автогражданки» стартует летом 2018 года.

Тарифный коридор в ОСАГО станет ещё шире: верхняя и нижняя границы будут отличаться на 20%. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на слова заместителя председателя Центрального банка Владимира Чистюхина. Таким образом планируется провести первый этап либерализации тарифов «автогражданки». Проект перехода на свободные тарифы ранее обсуждался в Минфине.

В случае расширения коридора базового тарифа нижняя граница при оформлении физическим лицом полиса ОСАГО для легкового автомобиля будет равна 2 746 рублей (вместо ныне действующих 3 432 рублей). А верхняя планка должна увеличиться до 4 942 рублей (сейчас показатель 4 118 рублей).

По словам Владимира Чистюхина, специалисты предположили, как изменится стоимость полисов после расширения коридора. Так, «страховка» в среднем обойдётся клиентам в 7 000 рублей, тогда как сейчас этот показатель равен 5 800 рублей. То есть страховка может подорожать на 20,7%.

Представитель ЦБ также добавил, что по дешёвому полису цена будет равна примерно 1 700 рублей, тогда как сейчас она составляет 1 500 рублей. Это соответствует предполагаемому приросту на 13,3%.

Схему расчёта цены полиса ОСАГО ждут и другие изменения. Так, иначе будут применять коэффициент «возраст-стаж»: вместо нынешних пяти значений планируется использовать 50 градаций. При этом максимальное и минимальное значение повышения должны уложиться в 5%. Помимо этого летом 2018 года планируется изменить работу с коэффициентом бонус-малус: водитель сможет только один раз в год получить одно значение КБМ.

Сейчас для расчёта страховой премии используются также коэффициенты, учитывающие регион эксплуатации автомобиля и мощность его двигателя. Ещё на стоимость полиса влияют такие факторы как наличие прицепа и количество человек, допущенных к управлению транспортным средством.

Совсем недавно портал «Колёса.ру» сообщал о том, что ОСАГО подорожает в конце лета. Предполагалось, что изменят коэффициенты касающиеся, региона, а также возраста и стажа клиента, а те, которые отвечают за мощность двигателя автомобиля и КБМ, оставят прежними.

По мнению страховщиков, менять тарифы «автогражданки» надо. Они продолжают ссылаться на убыточность сегмента из-за действий так называемых «криминальных автоюристов». В первую десятку наиболее пострадавших от мошенников субъектов РФ вошли Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская, Нижегородская области, Татарстан, Свердловская область, Башкортостан, Приморский край, Челябинская и Липецкая области.

ОСАГО подорожает на 20%

Центробанк решил расширить границы тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз, сообщил во вторник зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Сейчас базовая ставка – 3432–4118 руб., после изменений она будет в пределах 2746–4942 руб.

«Приблизительно среднеобобщенный водитель заплатит за полис 7000 руб., сейчас этот средний водитель платит 5800 руб. за полис ОСАГО», – сказал Чистюхин.

Изменения тарифного коридора ЦБ планирует утвердить летом, когда конкретно, Чистюхин не уточнил.

Что еще меняется

Одновременно с повышением базовых тарифов ЦБ планирует пересмотреть параметры, влияющие на стоимость полиса. Более точным станет коэффициент, учитывающий возраст и стаж водителя: число категорий вырастет с 5 до 50, рассказал Чистюхин. Для части водителей премия вырастет, для кого-то – снизится.

Реформа ждет и коэффициент «бонус-малус» (КБМ), отражающий скидки за безаварийную езду и надбавки за совершенные ДТП. Страховщики будут наказаны за то, что так и не смогли создать нормально работающую единую базу данных о клиентах. Из-за этого при смене страховщика данные старой и новой компании о КБМ часто не совпадают. В таких случаях будет применяться меньшее значение КБМ (более выгодное водителю), заявил Чистюхин.

Еще два коэффициента, определяющие цену полиса, – территориальный и мощность двигателя – остаются в прежнем виде.

ОСАГО остается проблемой

Несмотря на принимаемые ЦБ меры стабилизировать ситуации в ОСАГО, добиться этого не удалось, констатировал Чистюхин. Подтверждением этому жалобы потребителей. За I квартал ЦБ получил 13 500 жалоб на ОСАГО, большая часть которых касалась некорректного применения страховщиками коэффициента «бонус-малус», 25% жалоб пришлось на сложности потребителей с оформлением электронных полисов.

Российский союз автостраховщиков (РСА) в целом поддерживает идею либерализации ОСАГО, говорит президент союза Игорь Юргенс. Предложенные ЦБ меры являются единственным возможным выходом из кризисной ситуации, они своевременны и в буквальном смысле спасут рынок ОСАГО, уверен он.

Спасением меры ЦБ можно назвать с натяжкой: они не удовлетворят ни страховщиков, ни потребителей. По словам Чистюхина, проведенные ЦБ расчеты показали недостаточность тарифа ОСАГО примерно на 47% – убыток всех страховщиков от ОСАГО в 2017 г., по данным регулятора, составил 15 млрд руб. Изменение тарифного коридора на 20% «создаст конкурентные возможности для страховых компаний», заявил Чистюхин. Эта мера будет способствовать повышению доступности ОСАГО, полагает он.

Что дальше

Осенью ЦБ планирует перейти к реализации второго этапа мер, направленных на стабилизацию рынка ОСАГО, сказал Чистюхин. В частности, регулятор надеется на принятие закона, который позволит страховщикам устанавливать индивидуальный тариф для каждого человека, а также законодательно предусмотреть «автоматическое» расширение тарифного коридора, но как часто и на сколько, не уточнил. На третьем этапе — не раньше середины 2020 г. — ЦБ рассмотрит возможность отмены всех ограничений по тарифам в ОСАГО, включая сам тарифный коридор.

Страховка с ушами: ОСАГО подсунет «жучка» и подорожает на 82%

Страховые компании смогут по своему решению устанавливать тариф ОСАГО автомобилистам, если те откажутся устанавливать в собственных автомобилях элементы «умного» страхования — телематический датчик, сообщающий страховщикам о скорости и географии передвижения клиента. С помощью информации, полученной с датчика, коммерсанты хотят определять индивидуальный тариф россиянам. При этом тарифный коридор ОСАГО предлагается уже в следующем году расширить: в богатой Москве страховка станет дешевле, а в маленьких городах дороже на 82%. Ужесточение тарифов ОСАГО больно ударит по автовладельцам, говорят эксперты и депутаты. Подробнее — в материале «Известий».

Не гоните

Законопроект о так называемой либерализации ОСАГО готовится к рассмотрению 15 октября в Госдуме в первом чтении. В документе, в частности, есть пункт о факторах, которые страховщики могут учитывать при определении индивидуального тарифа для клиента: «характеристика (навыки) вождения транспортного средства его владельцем (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства) при условии их фиксации, в том числе с использованием телематических устройств…»

В Минфине, который является автором законопроекта, «Известиям» сообщили, что персонализация тарифов ОСАГО и будет заключаться в том, что страховщики самостоятельно выберут для клиента тариф, при этом они будут вправе учитывать наличие или отсутствие страхового датчика в авто.

«Законопроектом предусматриваются меры экономического стимулирования водителей к соблюдению ПДД. Страховщики имеют право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов с учетом личностных характеристик страхователя, в частности: характеристик вождения, наличия неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. При этом законопроектом сохраняется ограничение на минимальный и максимальный размер страховых тарифов, регулируемых Банком России», — рассказали «Известиям» в пресс-службе Минфина.

Принуждать автомобилистов к установке аппаратуры пока никто не будет, если страхователь не захочет делиться с коммерсантами маршрутами своих передвижений.

«Решение устанавливать датчик — это не обязанность водителя, это его право. Если у водителя есть такая потребность и желание, то страховщик вправе по заявлению страхователя организовать оснащение автомобиля телематическим устройством. Данные будут использоваться при установлении базовой ставки тарифа», — уточнили в министерстве.

Жучка нет, скидки нет

Впрочем, в текущем виде поправки позволят страховщикам насчитать максимальную стоимость ОСАГО отказавшемуся от телематического датчика клиенту. В законопроекте полностью отсутствует нормативное регламентирование скидки либо увеличения стоимости автогражданки для человека, отказывающегося от датчика «умного страхования».

Предполагается, что к базовому тарифу страховщики будут применять соответствующие коэффициенты за манеру вождения и число злостных нарушений ПДД либо их отсутствие, сообщили «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков» (РСА). Однако пояснить, будут или не будут применяться повышающие коэффициенты для водителей без телематических устройств, в РСА не смогли.

Вопрос «Известий» о ценообразовании полиса для таких автомобилистов оставили без комментариев в Центробанке и Минфине.

Подсчет стоимости страхового полиса ОСАГО

Услуга страхования с телематическим датчиком сейчас распространена в сегменте автострахования каско: страховщики первоначально продают клиенту полис по максимальному тарифу, но если последний хочет получить скидку, ему предлагают бесплатно установить телематический GPS/ГЛОНАСС-трекер. На его показаниях определяется потенциальный риск ДТП исследуемого водителя и высчитывается скидка. Денежная разница перечисляется водителю на счет. Сами датчики устанавливаются без каких-либо доплат со стороны водителя и снимаются через один или несколько месяцев. Очевидно, по этому же принципу будут устанавливаться и датчики в ОСАГО, хотя вопрос времени их эксплуатации не оговорен в законопроекте.

ОСАГО по цене каско

Хуже всего, что сумма, которую придется выложить водителю без телематического датчика, уже в 2020 году для некоторых россиян может стать выше более чем на 100%. Так как тем же законопроектом предполагается отмена коэффициентов за регион проживания и мощность авто, но в то же время тарифный коридор предлагается расширить с 1 января следующего года на 40%, а с октября еще дополнительно на 30%.

Для примера: рассчитаем планируемую будущую стоимость полиса легкового автомобиля водителя физлица для таких городов, как Владикавказ, Находка, Абакан, Уссурийск, Черкесск, Волгодонск, Таганрог, Шуя, Старый Оскол, Клинцы Бугульма, Новочеркасск, пострадавшие от наводнения Тулун и Канск, и прочие города с невысоким индексом достатка населения. У них сейчас региональный коэффициент составляет 1, то есть ни скидки, ни надбавки за ОСАГО по региональному принципу им не положены.

Сейчас максимальная верхняя планка стоимости полиса для этих городов (как и в целом по России) составляет 4942 рублей. Соответственно с нового года она может подняться до 6,9 тыс. рублей (+40%), а с октября 2020 года — до 9 тыс. рублей (еще +30%). Таким образом автостраховка для регионов, где зарплаты граждан невысокие, а в автопарке преобладают старые «Жигули», впервые скакнет на значительные 82%. В таких городах, как Байконур, Буйнакск, Хасавюрт, Дербент, Махачкала, Каспийск и Грозный, максимальная ставка ОСАГО и вовсе вырастет более чем вдвое, поскольку сейчас там региональный коэффициент позволяет делать скидку водителям на 30–40%. И это не считая иных повышающих коэффициентов.

В РСА подчеркнули, что реформа ОСАГО предполагает расширение тарифного коридора не только вверх, но и вниз. По статистике (расчет которой не был обнародован) страховщиков средняя стоимость полиса после расширения тарифного коридора на 20% в этому году уже снизилась на 5,4%. Однако проведенное «Известиями» исследование действующих на 4 октября 2019 года базовых ставок крупнейших страховщиков рынка ОСАГО показало, что в самом прибыльном для них московском регионе ставки весьма далеки от нижней планки установленного Центробанком тарифного коридора.

Так, сотрудники горячих линий «Альфа-Страхования», «Ресо-Гарантии», «Росгосстраха», «Ингосстраха» сообщили о том, что сейчас у них для столицы действует базовая ставка 4118 рублей, при этом максимально разрешенная законом ставка — 4942 рубля. Удивительно, что все четыре компании вплоть до копейки совпали в своих желаниях и не пытаются конкурировать друг с другом в этом. Еще один лидер рынка «автогражданки» СК «МАКС» установил «базу» для Москвы на уровне 4 тыс. рублей, а в «Ренессанс-Страховании» она самая низкая среди крупных игроков — 3,7 тыс. рублей. Тем не менее все эти ставки весьма далеки от разрешенного законом нижнего порога — 2746 рублей. Исходя из этого сложно рассчитывать на щедрость страховщиков после планируемого повышения тарифов в 2020 году.

ОСАГО отменять нельзя оставить

Желания страховщиков по повышению тарифов никак не обоснованы, считает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

«Задача у страховщиков одна — собрать как можно больше, выплатить страхователям как можно меньше. Для это включают свой мощный юридический аппарат, затягивание сроков, всегда они жалуются на то, что им тяжело работать, хотя от ряда источников я слышал, что сейчас заниматься ОСАГО крайне прибыльно. Даже те, кто этим не занимался, на этот рынок бросились. Когда ОСАГО задумывалось — это как способ мотивации водителей уменьшить количество пострадавших на дорогах. А страховщики смотрят на это как на чистый бизнес-проект, но это не вид бизнеса», — рассказал «Известиям» Лысаков.

По словам депутата, ОСАГО может быть убыточным для страховщиков, если суммарный годовой объем выплат по ДТП превысит 77% от всех сборов, 20% идут на заработок страховщика, а 3% — в резервный фонд.

«Минфин регулярно публикует статистику убыточности по ОСАГО. Еще ни разу за всю историю этой услуги убыточность не перешагивала критический порог, она колеблется в районе 65–67%, а остальное всё сверхприбыли страховщиков», — рассказал депутат.

Повышение тарифов «автогражданки» в экономически слабых регионах больно ударит по наименее защищенным слоям граждан, считает независимый автоэксперт Сергей Ифанов.

«В маленьких городах старые «Жигули» ценою 60–120 тыс. рублей зачастую — это средство выживания для наших граждан. В нынешней экономической ситуации делать страховку в 8 тыс. рублей в этих регионах — это всё равно что стрелять себе в ногу, если понимаете, о чем я. Ни в коем случае этого нельзя допустить», — заключил Ифанов.

Ссылка на основную публикацию