Обгон по встречке. С дамой за рулем | Portal-Audi.ru

Обгон по встречке. С дамой за рулем

За обгон по встречке теперь не наказывают — судебное дело

Столкнулись два автомобиля, в действиях обоих водителей инспектор усмотрел нарушения правил дорожного движения, а, стало быть, обоюдную вину в ДТП. Однако один из водителей свою вину признать не захотел и дошел до Верховного суда.

Гражданин Ященко обратился в суд с иском, в котором говорилось, что на трассе Благовещенск — Бибиково его автомобиль был поврежден в результате разворота движущегося впереди транспортного средства, которым управлял некий Прусаков. У Прусакова страховки ОСАГО не было, а восстановительный ремонт обошелся Ященко в более чем 87 тыс. рублей, которые он и собирался взыскать с предполагаемого, по его мнению, виновника ДТП.

Дело оказалось непростым даже для судей. Дорога, на которой произошло столкновение, была узкая, и Прусаков был вынужден начать разворот у крайнего правого края, заехав в карман для общественного транспорта. Двигавшийся в попутном направлении Ященко видел это и, чтобы избежать столкновения, пытался объехать автомобиль Прусакова слева, по полосе встречного движения. Однако Прусаков, вместо того чтобы остановиться и пропустить Ященко, ускорился и продолжил движение. Автомобили столкнулись, причем в момент аварии оба находились на полосе встречного движения. Инспектор посчитал, что в ДТП виноваты оба: Прусаков нарушил правила разворота, не приняв крайнее левое положение, а Ященко совершил обгон, выехав на встречную полосу.

Ященко не успокоился и обратился в городской суд Благовещенска, который пошел ему навстречу и удовлетворил иск, однако постановлением президиума Амурского областного суда это решение было отменено и в иске Ященко отказано. По его настоянию была проведена экспертиза, но суд счел заключение эксперта неочевидным и не принял его во внимание.

Верховный суд, тщательно изучив материалы дела, пошел навстречу истцу, отметив, что именно Прусаков должен быть признан виновным в аварии, так как из установленных обстоятельств следует, что вред истцу был причинен при совершении ответчиком маневра разворота.

Обосновывая свое решение, ВС отметил, что ответчик, приступая к развороту, обязан был оценить скорость встречных автомобилей и расстояние до них. Согласно положению пункта 1.5 ПДД, участники дорожного движения обязаны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда другим транспортным средствам. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Из установленных судом обстоятельств следует, что вред имуществу истца причинен при совершении ответчиком маневра разворота. Таким образом, отказ в иске по настоящему делу со ссылкой на недоказанность вины Прусакова не соответствует нормам материального права.

Поэтому Верховный суд постановил: вышестоящее решение об отказе иска отменить , а дело направить на новое рассмотрение.

  • Верховный суд вернул права водителю, который после аварии позволил себе расслабиться и выпить алкоголь. За руль он садиться не собирался, ждал подмоги, но инспектор не стал выслушивать его доводы.
  • Владелица авто также с помощью Верховного суда добилась отмены штрафа, доказав, что за рулем автомобиля в момент нарушения ПДД был другой человек.

Выезд на встречную полосу штраф в 2019 году

Какой штраф предусмотрен за выезд на встречную полосу движения?

Штраф за пересечение двойной сплошной разметки при повороте налево

Статья 12.16. ч.2 КоАП РФ

Штраф за выезд на встречную полосу при объезде препятствия, выезд на встречные трамвайные пути при обгоне

Статья 12.15. ч.3 КоАП РФ

Штраф за выезд на встречную полосу не при объезде, выезд на встречные трамвайные пути не при объезде

Статья 12.15. ч. 4 КоАП РФ

Штраф за повторный выезд на встречную полосу не при объезде, повторный выезд на встречные трамвайные пути не при объезде

Статья 12.15., ч. 5 КоАП РФ

Штраф за движение по «встречке» по дороге с односторонним движением

Статься 12.16., ч. 3 КоАП РФ

Повторное движение по «встречке» по дороге с односторонним движением.

Статься 12.16., ч. 3.1 КОАП РФ

Какой штраф за выезд на полосу встречного движения / «встречку» в 2019 году?

За выезд на встречную полосу водителей в 2019 году штрафуют по целому ряду статей. Штраф и статья зависят от конкретных обстоятельств, при которых совершено правонарушение: совершен ли выезд на встречную полосу, совершен ли выезд на встречную полосу, предназначенную для маршруток и такси, выезжал ли водитель на встречную трамвайную полосу, объезжал ли тихоходный транспорт или же просто обогнал под знаком «обгон запрещен». В зависимости от опасности и грубости нарушения, штраф составит от 1000 рублей до лишения прав на год.

Статья, детально описывающая все возможные варианты выезда на встречную полосу, называется Штрафы за нарушение знака «Обгон запрещен».

Какие штрафы предусмотрены за выезд на встречку?

1.Выезд на встречную полосу при обгоне на трассе

Самый распространенный случай – выезд водителя на встречную полосу при обгоне на трассе, там, где это запрещено: в зоне действия знака обгон запрещен или через сплошную(ые) полосы.

За данное нарушение сотрудники ГИБДД оштрафуют водителя по ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП, штраф составит 5000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев.

2. Выезд на встречную полосу при обгоне на перекрестке

Водители часто забывают, что обгон на перекрестке также запрещен, если перекресток регулируемый, или водитель едет не по главной дороге на нерегулируемом перекрестке. В этом случае водителя так же оштрафуют по ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП. Штраф так же 5000 р.

3. Проезд перекрестка с круговым движением во встречном направлении

Данное нарушение наказывается по ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП РФ. Штраф тоже 5000 р.

4. Выезд на полосу встречного движения при совершении поворота на лево

Водителям нужно быть особенно аккуратными при совершении левого поворота на перекрестках или в зоне разрыва двойной сплошной линии. Существует заблуждение, что при совершении этого маневра за траекторией дивжения ТС можно не следить. Однако, за данный маневр можно заработать штраф. Ведь данное действие трактуется как выезд на полосу, предназначенную для встречного движения. Наказание — штраф 1000-1500 р. по статье 12.16 ч. 2.

5. Движение по встречной полосе на дороге с односторонним движением.

Наказание за это нарушение составит 5000 рублей, или же лишение прав от 4 месяцев при первом нарушении, до года при повторном. Действия водителя подпадают под статью 12.6 ч.3 КоАП.

Данное нарушение трактуется таким же образом, как езда по встречной полосе. Наказание в этом случае – 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев при первом случае. При повторном нарушении водителя ждет лишение прав на год.

Наказание за выезд на встречку

Человеку сложно заполнить сразу пять законодательных норм и десять исключений из ПДД. По этой причине вопрос наказания за выезд на «встречку» можно описать в простых и удобных для запоминания формулах.

Есть два основных вида наказания за «встречку»:

Лишение прав за обгон по встречке и последующий суд! (19 фото+видео)

1 марта я был впервые в своей водительской практике лишён полноценного в/у и начал ездить по временному разрешению. Не хотел писать промежуточные этапы истории до завершения дела, но сегодня был суд, и теперь история будет полной!

Дело было так. Ехал я, значит, первого марта по Красносельскому шоссе от КАД в сторону Санкт-Петербургского шоссе, в Стрельне. Передо мной ехала фура. И решил я эту фуру обогнать. Долго ждал подходящего момента — чтобы не нарушать правила и выполнить обгон там, где это можно. Наконец, после путепровода над железнодорожной веткой, пошла прерывистая разметка и встречка стала свободна метров так на 700-800 — идеально для обгона одной фуры. Я включил поворотник, перестроился, начал обгонять. Вдруг смотрю — пошла сплошная. Думаю — откуда тут она, нафига? Ускорился ещё и максимально быстро и безопасно перестроился на свою полосу. Посмотрел по сторонам — увидел довольного ИД-пса, бегущего ко мне с палкой наперевес. Вот видео манёвра и начало общения с ИД-псом:

Причина остановки — «поздно обгончик завершаете» — не фигурирует в административном регламенте (приказ 185 МВД РФ). Далее ИДПёС составил вот такой протокол:

Схема, составленная ИДПсом

Ясное дело, с такой фуфловой формулировкой нарушения я был в корне не согласен и заявил объяснения прямо на месте:

К слову сказать, я писал эти объяснения около часа. Я хотел, чтобы моя позиция точно была приобщена к материалам дела, плюс попрессинговать ИДПСов Протокол при этом лежал у меня в машине — соответственно, ИДПёС никуда не мог уехать с места остановки. При этом ИДПСы действовали мне на нервы, утверждая, что я не имею права так долго писать объяснения на месте, что они торопятся и всё такое. Однако это всего лишь эротические фантазии конкретно взятых ИДПСов, поэтому я не слушал их и продолжал писать.
На месте мент мне назначил дату и время разбора. К разбору я готовился основательно: записал видео на DVD, взял с собой ноут, HDMI-кабель для регистратора, SD-кардридер, приготовил более подробные объяснения.
Но разбора не случилось. Старший инспектор по административной практике задал мне всего лишь один вопрос — признаю ли я свою вину. Я сказал, что признаю, но по другой статье. На что мне было отвечено — «тогда в суд». Все мои попытки заявить какие-либо объяснения, попросить ознакомиться с видеозаписью были тщетны — «суд разберётся».
Однако в определении (к слову сказать, составленным без моего участия) фигурирует текст «рассмотрев материалы дела» — притом, что ничего, разумеется, мент не рассматривал!

Опять же — дело рассматривал майор, а в определении фигурирует подполковник.
И этот майор отмочил такое, отчего у меня чуть глаза не выскочили из орбит. Он заявил, что приказ министра внутренних дел №185 имеет силу ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА.
У меня складывается чёткое ощущение, что на первом курсе университета МВД будущих ментов учат пи*деть. Пи*деть много и постоянно, вот чесслово. Сколько я с ними общаюсь — всегда (за редкими исключениями) начинается пи*дёж, говорить правду, видимо, не приучены. Понятие «Слово Офицера» не про них, видимо.
Ну да ладно. Бог с ними, с ментами. Дело ушло в суд. К суду я готовился ещё более основательно. Я раздобыл постанову ВС РФ по делу, аналогичному моему. Номер постановы я уже выучил наизусть — 212-АД12-1 от 29 марта 2012 года. Текст постановы доступен по адресу в Консультанте.
Эту постанову я приложил к объяснениям для суда.
Также я отфоткал материалы дела. Вот такими вот фото менты планировали доказывать мою виновность.

Лишение права управления ТС за обгон

Лишение права управления транспортными средствами (ТС) водителей, совершивших нарушения Правил дорожного движения, предусматривается Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ почти в трех десятках случаев.

Но чаще всего автомобилисты «попадают» на лишение за употребление алкоголя, серьезное превышение допустимой скорости и выезд на полосу встречного движения. Эти – наиболее частые – ситуации подробно описаны в соответствующих отдельных разделах нашего сайта, а в этой статье мы рассмотрим частный случай, сопряженный с выездом на «встречку» — обгон.

Выезд на встречку

Дело в том, что ни один автомобилист в здравом уме просто так по встречной полосе не ездит. Как правило, выезд связан с совершением некоторого, необходимого человеку за рулем, маневра.

Если поворот налево, разворот или объезд препятствия, мешающего двигаться по своей полосе, сопряжены с выездом на «встречку» там, где это запрещено правилами (знаками, дорожной разметкой, иными запрещающими обстоятельствами – плохая видимость и др.) – нарушение ПДД налицо, считается весьма серьезным, но КоАП лишение права управления ТС за него не предусматривает (статьи 12.16.2 и 12.15.3).

Однако есть маневр, ежедневно выполняемый всеми водителями многократно, неаккуратное выполнение которого, действительно, может наказываться по статье 12.15.4 и грозит нарушителю лишением водительских прав на срок 4-6 месяцев.

Обгон

Правилами дорожного движения ему дается следующее определение:
«Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)».

То есть сам по себе маневр предусматривает именно выезд на встречную полосу. Любой выезд на «встречку», даже если он не запрещен, опасен и требует от водителя повышенного внимания — это знает любой, кто сидел за рулем.

И поэтому – опять же – немного найдется желающих, обгоняя, прокатиться с ветерком по встречной полосе в местах, где это запрещено. Как правило, среди тех, кого инспектор останавливает за запрещенный обгон, сознательно идущих на нарушение – меньшинство. Да и то, многих из них к неправильному обгону «вынуждают» обстоятельства.

К примеру, трактор с груженым прицепом, ползущий в гору и собравший за собой километровую вереницу машин. Наверняка хоть один «торопящийся» найдется – и обгонит тихохода. И будет очень удивлен претензиями инспектора ГИБДД, уверяя, что нарушал как раз тракторист, который был обязан съехать на обочину и пропустить… Так-то оно так, тракторист, действительно, нарушал, но и «шумахера» действия тракториста не оправдывают. Разве что судья учтет этот факт, и не лишит прав, а ограничится штрафом в 5000 рублей. И это еще не аксиома.

За что могут лишить прав?

Но есть ситуация, когда водитель вообще не планировал «езду по встречке», а наказание за нарушение практически неизбежно. Это завершение обгона через сплошную линию дорожной разметки (или в зоне действия знака «обгон запрещен»).
Ездящие по трассам автомобилисты прекрасно знают, как муторно тащиться за караваном шаланд и фур, особенно в период уборки урожая, когда перевозчиков на дороге избыток, а скорости перегруженных тягачей мизерны.
И когда выпадает момент, что «встречка» свободна и обгон разрешен, удержаться от соблазна обогнать всю вереницу за один заход практически невозможно. При этом очень часто возвращаться в свою полосу приходится хотя бы задев колесами разделительную сплошную линию. А это – как раз та самая статья 12.15.4.

Спасти вас от пятитысячного штрафа или лишения могут лишь два обстоятельства:

  1. Нерадивость дорожных служб.
    Согласно ПДД, прерывистая линия разметки (1.5) не может сразу же переходить в сплошную. За 100 метров на трассе и за 50 – в городе она должна смениться на 1.6 – прерывистую с удлиненными штрихами. Если таковой нет (а это бывает), вы можете опротестовывать обвинения инспектора во «встречке». Ведь вы не начинали маневр в запрещенном месте, а наоборот, стремились закончить. При этом загодя о «сплошной» предупреждены линией 1.6 не были. И нарушение ваше может быть квалифицировано разве что, как «нарушение правил расположения ТС», что грозит максимальным штрафом в 1500 рублей.
  2. Крайняя необходимость.
    Ситуация, в которой вы нарушали правила, чтобы избежать возможной аварии. Скажем, в бок со второстепенной дороги выезжал трактор. Вы, чтобы избежать столкновения, ушли на «встречку», а возвращаться в свой ряд пришлось уже через сплошную. Но это тоже надо будет еще доказать.
    Поэтому, если подобная ситуация возникла, правильнее всего сразу же обратиться за консультацией к автоюристам.

Звоните – и мы поможем вам разобраться в ней. И, если есть возможность отстоять ваши гражданские и водительские права, мы непременно это сделаем.

Видеорегистраторы и радар-детекторы Roadg >купить от производителя на официальном сайте

За выезд на встречную полосу штраф в 2019-м году остаётся таким же, как правило, это лишение прав. Разберемся в ситуациях, что же является выездом на «встречку», а что нет.

Нужно отметить, что выезд на полосу встречного движения с целью обгона транспорта, движущегося впереди, является наиболее опасным маневром в арсенале автомобилистов. Пользуясь им, водители ставят под угрозу не только своё здоровье, но и здоровье тех людей, которые добросовестно «идут» по надлежащей полосе. Поэтому самые отчаянные автолюбители рискуют вообще лишиться водительского удостоверения за злоупотребление обгоном в неположенных местах.

Когда можно выезжать на «встречку»

Актуальное автомобильное законодательство РФ весьма расплывчато объясняет, в каких ситуациях выезд на встречную полосу разрешён и вообще что считается выездом на полосу встречного движения. Любители «полихачить» пользуются этим, чтобы уйти от уплаты штрафа. Точных инструкций в законах не отыскать, но некоторые правила им всё же установлены.

Мечта водителя — новинка 2019!

  • Видеорегистратор с радар-детектором и GPS информатором.
  • Оповещение о сокращении дистанции и смене полосы движения. Функция антисон.
  • Безопасность на дороге — это Roadgid X7 Gibrid GT. Смотрите видео!

Обзор популярного гаджета среди автовладельцев

Наказания за выезд на встречную полосу в 2019-м году не последует, если:

  1. Автомобилист движется по дороге, не имеющей вообще никакой разметки. В данном случае разрешено то, что не запрещено: если поблизости знака о запрете обгона не видать, можно смело совершать маневр (но только если текущая ситуация на дороге позволяет).
  2. Автомобилист движется по дороге с тремя полосами. Такие дороги встречаются нечасто, и, если водитель оказался на ней, он может считать это за приятный бонус. Средняя полоса подобной дороги предназначена специально для совершения дорожных маневров. Воспользоваться ей может любой водитель независимо от направления движения. Главное: случайно не оказаться на крайней противоположной полосе – это уже будет серьезным нарушением ПДД.

Правила кажутся довольно чёткими – где же кроется упомянутая расплывчатость? А вот где: согласно ПДД, обгон запрещается специальными ограничительными знаками. Следовательно, знака нет – можно обгонять, и штрафа за выезд на встречку не последует. Также по пунктам ПДД при выезде на встречную полосу автомобилист обязан принять во внимание ширину дорожного полотна и габариты своего ТС, однако информации, на какие критерии ему следует ориентироваться, не найти.

Подобная размытость правил дорожного движения переводит их в разряд рекомендаций, в которых, как известно, опытные «водилы» не нуждаются.

Когда выезжать на «встречку» нельзя

За выезд на встречную полосу в 2019-м штраф последует, если:

  1. Разметка делит дорогу, по которой движется автомобилист на чётное количество полос (обычно две или четыре). Такое ограничение установлено пунктом 9.2 ПДД. Выполнять обгон по трассе, например, с двумя полосами можно лишь при наличии разрешающего знака.
  2. Присутствует разметка, запрещающая маневр, или знак «Обгон запрещен». В этом случае ширина полотна и количество полос вообще не играют роли.

Что грозит нерадивому водителю

Чем грозит выезд на встречную полосу? По отношению к нарушителю применяется одна из двух мер:

  1. Лишение водительского удостоверения.
  2. Штраф.

Какой штраф за выезд на встречную полосу сейчас принят?

Стоит начать с того, что штрафы существенно повысили в 2015 году. Если прежде дорожные лихачи могли отделаться символической суммой в 1 тыс. рублей, то в 2019-м году штраф за выезд на полосу встречного движения составит целых 5 тыс. рублей. Такие санкции — чувствительный удар по кошельку россиянина среднего достатка и серьезная мотивация, чтобы вести себя на дороге осторожно.

Важно: не имеет значения, одним колесом автомобилист пересёк сплошную или двумя – размер штрафа одинаков.

Лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев происходит, если камера зафиксировала выезд на встречную полосу одного и того же автомобиля второй раз за год (рецидив).

Если выезд на «встречку» полицейский зафиксировал лично, он может сам выбирать, какую меру наказания применить по отношению к нарушителю – штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав. Не нужно обладать буйной фантазией, чтобы представить, каким образом инспекторы ДПС могут обогатиться за счёт такого права. Особенно велики ставки, если водитель попадается инспектору на незаконном обгоне второй раз – в этой ситуации сотрудник ДПС вправе лишить автомобилиста прав на целый год.

Обратите внимание: нормы КоАП применяются к водителям, только если допущенное ими нарушение не привело к образованию дорожного происшествия и человеческим жертвам. Если нарушитель спровоцировал ДПС, в котором кто-то пострадал, лишением прав и штрафом он не отделается – его будут судить по всей строгости Уголовного Кодекса.

Инспектор неправ – как защититься водителю?

Ситуация, когда сотрудники ДПС останавливают порядочного водителя и обвиняют его в пересечении сплошной, кажется абсурдной – автомобилист рискует лишиться прав на пустом месте. Однако подобное случается сплошь и рядом.

К счастью, у водителя есть способы защититься от необоснованных обвинений полиции. Автомобилисту, попавшему в столь нелепую ситуацию, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. Нельзя сразу подписывать протокол об административном нарушении. Скорее всего, инспектор не отразит в протоколе мнения водителя по поводу «псевдонарушения». Задача автомобилиста сводится к тому, чтобы внимательно прочесть этот документ и поставить отметку о несогласии с теми обстоятельствами, которые описал инспектор, и необходимости привлечения к делу адвоката. Если придётся подавать в суд, протокол будет ключевым доказательством – при наличии подписи водителя на нём (фактически при его согласии) спорить не о чем.
  2. В качестве доказательства стоит предъявить запись с видеорегистратора Roadgid. Сейчас девайсы компании Roadgid проникли в транспорт даже самых консервативных автомобилистов, что совершенно оправдано: видеозапись – «железный» аргумент, с ней не поспоришь.
    Совет: не передавайте запись с регистратора на хранение и даже для просмотра инспекторам ДПС. Вы лишите себя «козыря в рукаве» и запись, скорее всего, обратно не получите.
  3. Автомобилисту следует обязательно предупредить инспектора о том, что он будет обжаловать дело в прокуратуре. Возможно, напористость водителя в желании отстоять справедливость заставит полицейского задуматься, действительно ли он прав.

По результатам «нарушения» у водителя на руках должна остаться копия протокола. С этим документом, а также со всевозможными доказательствами, способными подтвердить факт отсутствия нарушения, водителю нужно отправляться в прокуратуру.

Сделать это важно в течение 10 дней с момента «нарушения». Если срок пропущен по уважительной причине (скажем, из-за болезни автомобилиста), его могут восстановить. Процедура та же самая, что и, например, при восстановлении срока на апелляцию.

Ещё один способ уйти от лишения прав

Даже если водитель действительно выехал на «встречку», у него есть возможность уйти от наказания. По ГОСТу между прерывистой разметкой 1.5 (при которой обгон возможен) и сплошной линией должна присутствовать разметка 1.6, предупреждающая, что в скором времени начнётся сплошная. Разметка 1.6 выглядит так же, как прерывистая, но длина линий в 3 раза больше расстояния между этими линиями.

Если разметки 1.6 не было и линия 1.5 сразу перешла в сплошную, водитель может утверждать, что не был предупрежден о невозможности обгона. Налицо явное нарушение ГОСТа, а значит, предъявить претензии водителю будет не так просто.

Действовать автомобилисту нужно так:

  • сфотографировать переход разметки в сплошную;
  • заснять километровый столб (при наличии такового);
  • отразить в протоколе, что нарушение было допущено именно по причине некорректной разметки.

Крайняя необходимость – о чём речь?

Термин «крайняя необходимость» встречается в статье 2 Административного Кодекса РФ. Статья эта фактически даёт водителям возможность реализовывать право на свободу перемещения, гарантированное Конституцией. О чём идёт речь?

Крайняя необходимость при выезде на встречную полосу возникает, например, если основная полоса забита сломанным автобусом – в такой ситуации водителю ничего не остаётся, кроме как совершать объезд через сплошную. Парадокс в том, что, если автомобилист остановится и будет ждать, когда автобус продолжит движение, он опять-таки станет нарушителем. Фактически он препятствует свободе перемещения других граждан: тех, кто постепенно начинает формировать «пробку» позади него.

Если верить разъяснениям ГИБДД о выезде на встречную полосу, водитель имеет право нанести противоправными действиями вред государству, если причинённый ущерб оказывается меньшим, чем предотвращённый. Благодаря такому постулату КоАП, автомобилисты фактически могут нарушать закон, не боясь раскаяния.

Хоть есть множество способов уйти от наказания за выезд на «встречку», испытывать судьбу не стоит. Последствия нарушения бывают более серьезными, нежели штраф – нарушитель ставит под угрозу жизни и здоровье людей.

Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП? Типовые ситуации

Один автомобиль совершает обгон, другой поворачивает налево кто должен уступить дорогу? Кто будет виноват в случае ДТП.

Одна из спорных ситуаций, в которой определение приоритета в движении явно не прописано в Правилах, а в случаях ДТП решение об определении виновника может быть как в пользу поворачивающего, так и в пользу обгоняющего. При определении виновника на месте или в группе разбора в большинстве случаев признают виновным, водителя который совершал поворот, с формулировкой «Не убедился в безопасности маневра».

Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП?

С появлением авторегистраторов и возможностью видеть видеозаписи обстоятельств ДТП практика в определенных случаях стала смещаться на сторону поворачивающего, а участники Интернет дискуссий разделились на две армии.

Мы встаем на вектор примирения армий и разберем ситуацию в соответствии с Правилами дорожного движения. Помните, если все участники дорожного движения будут следовать Правилам, то дорожно-транспортные происшествия исключены, а при обгоне и повороте налево траектории транспортных средств не пересекаются. Давайте выделим, какие требования предъявляются каждому из водителей связанные с пересечением траекторий. Чтобы не перегружать материал, рассматривать будем движение на перекрестке.

Требования для обгоняющего

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

При пересечении траекторий обгоняющий будет в процессе обгона, данное требование нельзя игнорировать по отношению к поворачивающему.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Требования для поворачивающего

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Как видите, при выполнении этих правил, исключается пересечение траекторий. Обгон просто напросто запрещен, если поворачивающий выполнил все требования Правил.

Развеем небольшой миф. «Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.» Есть мнение, что данная фраза автоматически делает виновным поворачивающего, так как поворотник не дает преимущество. Мнение не верно. Включенный поворотник не дает преимущество, но и не обязывает уступать дорогу. В данном случае включенный поворотник запрещает выполнять обгон и такой обгон будет нарушением Правил.

Преимущество

Участник движения нарушающий Правила не имеет и не может иметь преимущества перед участниками, движение которых осуществляется в рамках ПДД. Это относится не только к обгону.

Поворот без подачи сигнала поворота. Обгон на дороге, не являющейся главной.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Обратите внимание — право на движение. В случае нарушения Правил, у обгоняющего нет права на обгон, и нет права на движение, соответственно и не может быть преимущества. Ни у кого не возникает сомнений, что водитель, который едет прямо на красный сигнал светофора не имеет преимущества перед поворачивающими на зеленый сигнал. И никому не придет в голову обвинить поворачивающий автомобиль, так как он «не убедился в безопасности маневра». Именно с такой формулировкой обвиняют водителя, поворачивающего налево, не смотря на то, что ее не существует в Правилах. Но она звучит убедительно и многие соглашаются с этим нарушением.

«При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.» — для поворачивающего и «в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения» — для обгоняющего — это общие требования для выполнения маневров. Определяющими они могут быть только в случае отсутствия специальных регулирующих норм. В обсуждаемой ситуации выполнение специальных норм исключает пересечение траекторий.

Включенный левый поворотник запрещает выполнять обгон, требования уступить дорогу обгоняющему в нарушение Правил нет и быть не может.

Мы пришли к простому и логичному выводу, виноват тот, кто нарушает.

Однако, существует одна ситуация, когда одновременно есть право обгона и право поворота налево с пересечением траекторий, а очередность проезда уже определяется по общим требованиям пунктов Правил 8.1 и 11.1. Об этом читайте в следующем материале.

Разрешен обгон и поворот налево

Ссылка на основную публикацию