Джаз по новому | Portal-Audi.ru

Джаз по новому

музыка New jazz

Oriole

1 491 слушатель

Вики-статьи пока нет.

Sax & Moryson

42 898 слушателей

G.M.Orchestra

15 644 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Orchestra de Blonde

13 963 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Oprachina

7 701 слушатель

Вики-статьи пока нет.

SexyPhone

9 642 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Nils Petter Molvær

167 493 слушателя

46-летний норвежский трубач Нильс Петтер Молвер принадлежит к электронно-танцевальному или, скорее, электронно-медитативному крылу…

A Forest Mighty Black

170 620 слушателей

Вики-статьи пока нет.

Inverse Cinematics

13 786 слушателей

Вики-статьи пока нет.

Manu Katché

61 434 слушателя

Manu Katche — один из самых известных барабанщиков мира, знаменитый своим неповторимым стилем игры. Музыкант принимал участие в записи…

Alex Skolnick Trio

30 669 слушателей

Alex Skolnick Trio — это американское джазовое трио, созданное гитаристом Алексом Скольником, ударником Мэтом Зебровски и басистом Натаном…

Iro Haarla Quintet

Iro Haarla — piano, harp
Mathias Eick — trumpet
Trygve Seim — tenor and soprano saxophones
Ulf Krokfors — double-bass
Jon Christensen — drums

Benedikt Jahnel Trio

2 482 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Ursula Rucker

57 917 слушателей

Урсула Рукер родилась и выросла в Филадельфии, Штат Пенсильвания, где она была дипломированным специалистом факультета журналистики…

65 437 слушателей

Dreamlin

63 958 слушателей

Группа Dreamlin была образована когда Денис Корабков и Егор Куновский стали заниматься музыкой вместе в начале 2000го года, а если…

Metropolitan Jazz Affair

140 646 слушателей

Metropolitan Jazz Affair – совместный проект. Группа родом из Франции, Лион. Музыкальные стили – соул и джаз.

Участники проекта: Mr Day –…

Christian Wallumrød Ensemble

5 961 слушатель

Вики-статьи пока нет.

ASA Trio

Вики-статьи пока нет.

Michael Formanek

1 911 слушателей

Michael Formanek (born May 7, 1958) is an American jazz bassist born in San Francisco, California and associated with the jazz scene in New York…

Что нужно знать о джазе, чтобы сойти за своего: гид по стилю

Сегодня джаз плавно, но настойчиво перетекает в хрустальный музыкальный сосуд с ярлычком «Классика»: приезжие звезды выступают в академических залах, а не знать имя Чарли Паркера или Майлза Дэвиса уже неприлично. Как разобраться в этом музыкальном явлении, если джаз прошел мимо вас?

Понять, кто есть кто в джазе, не так уж просто. Направление коммерчески успешно, а потому нередко о «единственном концерте легендарного Васи Пупкина» кричат изо всех щелей, а действительно важные фигуры уходят в тень. Под напором лауреатов «Грэмми» и рекламы с радио «Джаз» легко потерять ориентиры и остаться равнодушным к стилю. Если вы хотите научиться разбираться в такой музыке, а может, даже и полюбить ее, усвойте самое главное правило: никому не доверяйте.

Выносить суждения о новых явлениях нужно с осторожностью или как Юг Панасье — знаменитый музыковед, который провел черту и заклеймил весь джаз после 50-х, назвав его «ненастоящим». В конечном итоге он оказался неправ, но на популярность его книги «История подлинного джаза» это не повлияло.

Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому — одна из ярчайших характеристик субкультуры.

В разговорах о джазе часто вспоминают Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд — казалось бы, тут не ошибешься. Но подобные ремарки и выдают неофита. Это эмблематичные фигуры, и если о Фицджеральд еще можно говорить в подходящем контексте, то Армстронг — это Чарли Чаплин джаза. Вы же не будете беседовать с любителем артхаусного кино о Чарли Чаплине? А если и будете, то уж во всяком случае не в первую очередь. Упоминание обоих прославленных имен возможно в определенных случаях, но, если кроме этих двух тузов у вас в кармане ничего нет, придержите их и дождитесь подходящей ситуации.

Во многих направлениях бывают явления модные и не очень, но в наибольшей степени это свойственно именно джазу. Зрелому хипстеру, привыкшему выискивать редкие и странные вещи, будет непонятно, почему чешский джаз 40-х — это неинтересно. Найти что-то условно «необычное» и козырять своей «глубокой эрудицией» тут не удастся. Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века.

Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор.

Регтайм — это выписанное нотами произведение, чаще фортепианное и без импровизации, которая теоретически возможна, но до известных пределов; левая рука при исполнении таких композиций играет довольно статичный аккомпанемент — «бас-аккорд». Наиболее популярными стали регтаймы Скотта Джоплина.

Регтаймы Скотта Джоплина

Понятие хонки-тонк тоже имеет отношение к этому стилю: так называли бары с живой музыкой, где нередко исполняли и регтаймы на расстроенных от времени пианино. Сейчас этим затейливым словом чаще обозначают тембр такого инструмента и употребляют его, когда речь идет о стилях, зародившихся в ту эпоху, — буги-вуги, кантри и рок-н-ролле.

Регтайм The Entertainer на хонки-тонк-пианино
Кантри и буги-вуги на хонки-тонк-пианино

Блюзом изначально называли грустную афроамериканскую песню. С течением времени этот жанр превратился в целое направление, которое развивалось скорее как самостоятельный стиль, а не ветвь джаза. Кроме того, блюз — это и джазовая форма, причем одна из наиболее популярных, служащая визитной карточкой любого исполнителя: по импровизации на блюзовую тему его встречают и судят, насколько он хорош.

Жизнерадостный регтайм отличается от печального блюза не только настроением, но и тем, что во втором жанре огромное значение имеет импровизация, хотя в ранних блюзовых формах она или слишком простая, или вовсе отсутствует. Отчасти это объясняет широкую популярность печального стиля в постсоветской России.

И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще.

Подборка 100 популярных блюзовых песен

Буги-вуги, как и регтайм, — это фортепианный стиль, для которого характерен «ломаный» аккомпанемент в левой руке. Наравне с блюзом он является прямым предшественником ритм-н-блюза и его белого «отпрыска» — рок-н-ролла.

Классический буги-вуги

Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел — ко второй.

Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта — важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить.

Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла
Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6

Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.

Классический госпел в исполнении Махалии Джексон
Современный госпел из фильма «Радостный шум»

В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз. Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи — появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9–15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды.

Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии. Один из ярких представителей стиля — уже упоминавшийся Луи Армстронг.

Отличительные черты традиционного джаз-бэнда — устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный.

Джаз-бэнд Джелли Ролла Мортона
Современный диксиленд Marshall’s Dixieland Jazz Band

Что не так с джазом и почему принято говорить, что никто не умеет играть эту музыку?

Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» (от англ. to swing — «раскачивать»). Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию.

Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит — ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм.

А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно.

В конце 20-х наступает эпоха свинга, которая продлится два десятилетия. Нельзя сказать, что в традиционном джазе его не было, — скорее, он присутствовал только в солирующей партии каждого инструмента, тогда как ритмическая секция — чаще всего контрабас, барабаны, фортепиано и гитара — играли статический аккомпанемент с акцентом на каждую долю.

В свинге как стиле появляется более четкое разделение на секции. Например, медные духовые: трубы, тромбоны и саксофоны — часто играли tutti (все вместе), выделяя характерный ритмический рисунок. А ритм-группа подчеркивала вторую и четвертую доли, за счет чего возникало особое ощущение времени. Одними из самых популярных бэндов того времени были оркестры под управлением Бенни Гудмена, Гленна Миллера и Дюка Эллингтона.

Каждый джазист обязан уметь исполнять «джазовые стандарты» (главные мелодии, или, иначе, evergreen), которые, однако, делятся на оркестровые и ансамблевые. Например, In the Mood относится скорее к числу первых.

In the Mood. Исполняет оркестр Гленна Миллера

Тогда же появляются знаменитые произведения Джорджа Гершвина, которые считаются и джазовыми, и академическими одновременно. Это «Рапсодия в стиле блюз» (или «Голубая рапсодия»), написанная в 1924 году, и опера «Порги и Бесс» (1935), знаменитая своей арией Summertime. До Гершвина джазовые гармонии использовали такие композиторы, как Чарлз Айвз и Антонин Дворжак (симфония «Из Нового Света»).

Джаз по-новому от «Alex Fokin RadioBand»

24 апреля в Национальном дворце «Украина» состоится уникальная музыкальная премьера «DJazz» в исполнении одного из лучших оркестров мира «Alex Fokin RadioBand», а также признанных мэтров мирового джазового искусства: виртуозного саксофониста Эрика Мариентала, трубача Вилли Мурилло с «Gordon Goodwin’s Big Phat Band» и известной певицы из Лос-Анджелеса Бекки Мартин. На сцене крупнейшего зала Украины состоится не просто премьерный концерт, зрителям будет представлено совершенно новое направление молодежной музыки — «Djazz». По мнению лидера коллектива, Александра Фокина, он разобьет уже сложившиеся стереотипы молодежи об определенной консервативности джаза и станет ее любимой музыкой.

«Я, с одной стороны, тщательно и очень внимательно, вникал в музыкальные предпочтения современного поколения, а с другой стороны — экспериментировал с новыми возможностями джаза, исследовал все грани его возможного развития. И знаете, они оказались безграничными. Именно поэтому я и решил пойти на смелый шаг и синтезировать новый танцевальный, диджейский джаз — «Djazz». Думаю, это удалось. По крайней мере, я достиг главного: суперсовременные ритмы органично слились с уже известными джазовыми темами, формами и, главное, импровизациями и сформировалось нечто совершенно новое. А вместе с фирменным «стерильно чистым» звучанием моего оркестра и под проницательное и вдохновенное пение вокалисток, возник совершенно новый феномен настоящего искусства. Я не удивлюсь, если во время концерта зал не захочет сидеть на местах ни минуты, а сразу же захочет стать причастным к этому уникальному шоу, почувствовать «DJazz» всем своим телом »(А. Фокин).

Кстати, чтобы еще больше передать энергию этой революционной музыки, сцена 24 апреля будет оборудована суперсовременным освещением, концерт будет сопровождаться отличными звуковыми эффектами и потрясающими видео проекциями на огромных лед экранах.

«Это будет настоящее, почти двухчасовое нон-стоп шоу мирового уровня» — уверяют организаторы концерта.

«Искусство джаза популярно уже более 100 лет, однако последние 25 лет эта музыка постепенно теряет своих стареющих вместе с ним сторонников, а молодежь, в свою очередь, все больше ожидает от него каких-то принципиальных изменений», объясняет лидер оркестра, «что мы и пытались исправить, формируя музыкальную палитру «Djazz». Новая музыкальная программа полностью изменит лицо джаза, даст ему дополнительный толчок и новых, молодых исполнителей и поклонников ».

После нашего вопрос о том, почему именно сейчас, Александр Фокин сказал: «Для музыкального искусства не существует временных рамок и понятий «вовремя» или «не вовремя», здесь важен мощный творческий «месседж», эмоции и чувства, а у нас они есть, и мы с радостью готовы поделиться ими с публикой. Важно, что концерт для коллектива будет благотворительным, и все деньги от реализации билетов пойдут на развитие детского джазового искусства в Украине, а именно в фонд детского джазового фестиваля «Джаз над морем» в г.Скадовске.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter

О джазе

Если сердце вздрагивает и замирает, когда откуда-то из глубины сцены из-под беглых пальцев раздаются переливы фортепиано, а от лучей софитов в глазах видны отблески саксофона, если вечер, проведённый в расслабленной и весёлой обстановке вам по душе, то джаз — та музыка, которая вам нужна!

В самом центре города, в тихом московском переулке расположился джаз-клуб «Союз композиторов». Здесь каждый день царит «живая» музыка разных направлений — традиционный и современный джаз, этно-джаз, джаз-рок, латиноамериканская музыка, блюз, фанк. Сегодня клуб «Союз Композиторов» является одной из самых авторитетных джазовых площадок столицы, наряду с самыми популярными джаз-клубами Москвы. Загляните в нашу афишу, а чтобы иметь представление о том, какой бывает атмосфера на наших мероприятиях — посмотрите фото и видео с концертов. Кстати, мы ещё и очень вкусно кормим.

Джаз берёт своё начало в смешении европейской и африканской музыкальных культур, которое началось благодаря Колумбу, открывшему Америку для европейцев. Африканская культура в лице чернокожих рабов, перевозимых с западных берегов Африки в Америку, дала джазу импровизацию, пластику и ритмичность, европейская — мелодичность и гармонию звуков, минорные и мажорные стандарты.

До сих пор ведутся споры о том, где впервые была исполнена джазовая музыка. Некоторые историки считают, что это музыкальное направление зародилось на севере США, где протестанты-миссионеры обращали негров в христианскую веру, а те в свою очередь создали особый вид духовных песнопений «spirituals», которые отличались эмоциональностью и импровизацией. Другие уверены, что джаз появился на юге США, где афроамериканскому музыкальному фольклору удалось сохранить свою самобытность, только благодаря тому, что католические взгляды населявших эту часть материка европейцев, не позволяли им вносить свой вклад в чужую культуру, к которой они относились с презрением.

Несмотря на различие взглядов историков, нет сомнения в том, что джаз зародился именно в США, а центром джазовой музыки стал Новый Орлеан, который населяли свободомыслящие авантюристы. 26 февраля 1917 года именно здесь в студии Victor была записана первая грампластинка коллектива Original Dixieland Jazz Band с джазовой музыкой.

После того, как джаз прочно засел в сознании людей, начали появляться его различные направления. На сегодняшний день их более 30-ти. Один из самых распространенных — блюз, который является потомком светского музицирования американских негров. Слово «blue», помимо самого известно значения «голубой», имеет много вариантов перевода, которые полностью характеризуют особенности музкального стиля: «грустный», «меланхоличный». «Blues» имеет связь с английским выражением «blue devils», означающим «когда кошки скребут на душе». Музыка блюза неспешна и нетороплива, а тексты песен всегда несут некоторую недосказанность и неоднозначность. Сегодня блюз чаще всего используют исключительно в инструментальной форме, в качестве джазовых импровизаций. Именно блюз стал основой многих выдающихся исполнений Луи Армстронгa и Дюка Эллингтона. В России известными в наше время представителями блюза являются «Петрович» и «Hot Rod Band», Леван Ломидзе, Billy’s band.

Рэгтайм — ещё одно специфические направление джазовой музыки, появившееся в конце XIX века. Само название стиля переводится, как «разорванное время», а термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта. Регтайм, как и весь джаз, это ещё одно европейское музыкальное увлечение, которое было взято афро-американцами и исполнено на свой лад. Речь идёт модной в то время в Европе романтической фортепианной школе, в репертуаре которой был Шуберт, Шопен, Лист. Этот репертуар звучал в США, но в интерпретации афро-американских исполнителей он приобретал более сложный ритм, динамичность и интенсивность. Позднее импровизационный регтайм стали обращать в ноты, а популярности ему прибавило то, что в каждой уважающей себя семье непременно должно было быть фортепиано, в том числе и механическое, которое очень удобно для воспроизведения сложной мелодии регтайма. Городами, в которых регтайм был самым популярным музкальным направлением, были Сент-Луис, Канзас-Сити и городок Седалия (шт. Миссури), в Техасе. Именно в этом штате родился самый знаменитый исполнитель и композитор жанра регтайм Скотт Джоплин. Он часто выступал в клубе «Maple Leaf», от которого происходит название известного рэгтайм Maple Leaf Rag, написанного в 1897 году. Другими известными авторами и исполнителями рэгтаймов были Джеймс Скотта, Джозеф Лэмб. В нашей стране, этот стиль ярчайшим образом представляет коллектив Moscow Ragtime Band.

В начале 30-х годов экономический кризис в США привел и к распаду большого числа джазовых ансамблей, остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Важным шагом в стилевом развитии была эволюция джаза в новое, вычищенное и приглаженное направление, называвшееся свинг (от английского «swing» — «качание»). Таким образом, была предпринята попытка избавиться от жаргонного в то время слова «джаз», заменив его на новое «свинг». Главной особенностью свинга стало яркая импровизация солиста на фоне сложного аккомпанемента. В России в настоящее время такие музыканты и вокалисты, как Алексей Кузнецов, Анна Бутурлина, Алина Ростоцкая, преданно служат этому направлению джаза.

«Свинг — это то, чем в моем понимании является настоящий ритм». Луи Армстронг.
«Свинг — это ощущение ускорения темпа, хотя вы по-прежнему играете в том же самом темпе». Бенни Гудмен.
«Оркестр свингует, если его коллективная интерпретация ритмически интегрирована». Джон Хэммонд.
«Свинг нужно чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим». Гленн Миллер.

Свинг требовал от музыкантов хорошей техники, знания гармонии и принципов музыкальной организации. Главная форма такого музицирования — большие оркестры или биг-бэнды, получившие невероятную популярность среди широкой публики во второй половине 30-х годов. Состав оркестра постепенно приобрел стандартную форму и включал в себя от 10 до 20 человек.

В эпоху свинга получила особую популярность и развитие специфическая форма исполнения блюза на фортепиано, которая носит название «буги-вуги». Зародился этот стиль в Канзас-Сити и в Сент-Луисе, затем получил распространение в Чикаго. Буги-вуги был заимствован пианистами Южных штатов у исполнителей, играющих на банджо и гитаре. Для пианистов, исполняющих буги-вуги, характерно сочетание «шагающего» баса, в исполнении левой руки и импровизации на блюзовую гармонию правой рукой. Стиль появился еще во втором десятилетии нашего века, когда его играл пианист Джимми Янси. Но настоящую популярность он приобрел с появлением на широкой публике трех виртуозов «Мид Лакс» Льюиса, Пита Джонсона и Альберта Аммонса, которые превратили буги-вуги из танцевальной в концертную музыку. Дальнейшее использование буги-вуги происходило в жанре свинговых, а затем ритм-энд-блюзовых оркестров и в значительной степени повлияло на появление рок-н-ролла. Блестящий музыкант и шоумен Пётр Подгородецкий в наше время великолепно представляет стиль буги-вуги на российской сцене.

Еще одно из известных направлений джаза — стиль «фьюжн», однако ранний этап развития этого стиля правильно называть термином «джаз-рок». Первоначальное определение джаз-рока подразумевало под собой сочетание джазовой импровизации с энергетикой и ритмами рок-музыки. До 1967 миры этих стилей существовали отдельно друг от друга, но в один момент представители рока и джаза стали обмениваться идеями и объединяться. Первыми представителями нового направления джаз-рок были гитарист Ларри Кориелл, вибрафонист Гэри Бертон, барабанщик Билли Кобэм с группой Dreams. Ярчайшим же исполнителем этого стиля по праву считается Майлс Дэвис. Для наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизация, использование гармонических принципов рок-музыки, ритмы Востока, электронная обработка и синтезирование звука. Пик популярности джаз-рока приходился на 70-е.

Более развитый в отношении синтеза различных музыкальных средств джаз-рок получил название «фьюжн» (сплав, слияние). Фьюжн фактически становится комбинацией джаза с обычной поп-музыкой и легким ритм-энд-блюзом. Дополнительным импульсом для развития этого стиля послужил очередной (уже не первый в истории джаза) уклон в сторону европейской академической музыки. Соединение различных культурных влияний сказывается даже в составах наиболее интересных ансамблей. Характерным примером может служить Weather Report, существовавший под руководством клавишника Джозефа Завинула и американского саксофониста Уэйном Шортером, которые в свое время прошли школу Майлса Дэйвиса. Русским Майлсом Дэвисом по праву называют легендарного саксофониста Алексея Козлова и его знаменитый джаз-рок-фьюжн ансамбль «Арсенал».

Фанк — ещё одно популярное направление джаза 70-х и 80-х. Основоположниками стиля являются Джеймс Браун и Джордж Клинтон. В фанке многообразный набор джазовых идиом вытесняется простыми музыкальными фразами, состоящими из блюзовых выкриков и стонов, взятых из саксофонных соло таких исполнителей, как Кинг Кёртис, Джуниор Уолкер, Дэйвид Сэнборн, Пол Баттерфилд. Слово «фанк» считалось жаргонным, оно означает «танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть». Джазмены часто употребляли его, обращаясь к зрителям как просьбу танцевать и двигаться активно под аккомпанемент их музыки. Таким образом, слово «фанк» закрепилось за стилем музыки. Танцевальная направленность фанка определяет его музыкальные особенности, такие как сбитый ритм и ярко-выраженный вокал. Софи Окран, «Шемякина Бэнд», группа Venger Collective — можно смело назвать представителями российского фанка.

Джаз — это стиль импровизации. Важнейшим видом импровизационной музыки является фольклор, но в отличие от джаза, он замкнут и направлен на сохранение традиций. В джазе преобладает творческое начало, которое в сочетании с импровизацией дало развитие множеству стилей и направлений. Так песни темнокожих афроамериканских рабов попали в Европу и превратились в сложные оркестровые произведения в стиле блюз, регтайм, буги-вуги и др. Джаз стал источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

Проходящие с большим успехом в джаз-клубе «Союз Композиторов» джаз- и блюз-концерты, фестивали с участием Левана Ломидзе, Петра Подгородецкого, Андрея Макаревича, Владимира Кузьмина, Real Jam Jazz Band порадуют завсегдатаев различных джазовых и блюзовых клубов.

Тест драйв Honda Jazz –
«Аранжировка (Jazz 1.4)»

О Honda Jazz

Хонда Джаз

“Джаз” зазвучал по-новому

В свое время “Jazz” от “Honda” стал одним из первооткрывателей рынка микровэнов в сегменте компактных автомобилей. Он пришелся по вкусу покупателям благодаря стильному дизайну, сочетанию практичности и спортивных повадок. Теперь увидело свет второе поколение популярной модели. Новый микровэн мощнее, комфортабельнее, немного больше предшественника, однако сохранил его идеологию. Мелодия, образно говоря, осталась прежней, но “Джаз” получил свежую аранжировку.

Симфония спорта

“JAZZ” первого поколения отличался бойцовским характером, что, как правило, несвойственно практичным компактным моделям. Но спортивные гены традиционно присутствуют в крови каждой “Хонды”, даже самой маленькой и доступной.

К примеру, 1,4-литровый двигатель предыдущего “Jazz” на первый взгляд ничем не выделялся среди своих собратьев и выдавал банальные для такого рабочего объема 83 л.с. Однако он очень бодро ускорял автомобиль – впору было подумать, что под капотом стоит более мощный двигатель. А все благодаря изменению фаз газораспределения и уникальной для этого класса системе зажигания с двумя свечами на цилиндр (как на некоторых моторах “Alfa Romeo”).

Для нового “Jazz” создали, по сути, новый двигатель: переделали головку блока (на каждый цилиндр теперь приходится четыре клапана), улучшили систему охлаждения, переработали форму камеры сгорания, уменьшили трение в цилиндро-поршневой группе, доработали впуск и выпуск. В результате при прежнем объеме 1,4 л отдача повысилась до весьма достойных 100 л.с. (в Европе также будет продаваться 1,2-литровая 90-сильная версия).

Но сохранил ли обновленный двигатель задорный темперамент? У меня была возможность это проверить. Впереди, судя по “легенде”, приличный участок скоростной магистрали, а значит, у мотора будет возможность проявить себя.

…“Jazz” резво трогается с места. Темп разгона очень неплох. Если верить тех ническим хара ктеристика м, то новая модель ускоряется до 100 км/ч за 11,4 с – на 2,3 с быстрее первого поколения. Достаточно большая разница по меркам современных автомобилей.

Вместо вариатора новый “Jazz” получил роботизированную коробку “i-Shift”.

Новая комбинация приборов заметно информативнее прежней благодаря большим циферблатам и крупному дисплею бортового компьютера, вписанному в спидометр.

При этом хара ктер двигателя в у год у жестким экологическим нормам стал более ровным. Он по-прежнем у бодро раскру чивается пра ктически с холосты х оборотов и до самой отсечки у веренно тянет а втомоби ль вперед, но от былого подх вата, свойственного зна менитым хондовским моторам с системой VTEC, не осталось и следа. Впрочем, обычному потребителю спокойная манера работы двигателя наверняка придется по д уше. Тем более что менее отзывчивым он не ста л: та к же, ка к и ра ньше, пра ктически мгновенно реагирует на нажатие педали и готов ускорить машину сразу, как только вы этого пожелаете.

Пятиступенчатая “механика” в отличие от мотора измени лась не столь серьезно – у нее лишь пересмотрели ряд передаточны х чисел и усовершенствова ли син хронизаторы. Одна ко имейте в вид у: эта коробка рассчитана в основном на городскую езду. На автобане короткие передачи быстро кончаются, и стрелка та хометра постоянно утыкается в красн у ю зон у. Сла ва бог у, это обходится без звукового сопровождения – шумоизоляция салона без нареканий… А вот когда маршрут привел нас на уютные улочки Фра нкфу рта, все вста ло на свои места. “Jazz” первым уходил со светофоров, ловко и динамично маневрировал в плотном потоке машин. Здесь он чувствовал себя как рыба в воде…

На первых порах новый “Jazz” будет поставляться в Россию без навигационной системы, и у таких машин вместо большого экрана на центральной консоли будет пульт управления “музыкой”.

В нашей стране покупатели предыдущего “Jazz” зачастую выбирали не “механику”, а вариатор. У нового компактвэна такой трансмиссии нет. По словам хондовцев, от вариатора отказались из соображений экономичности – вместо него появилась шестиступенчатая роботизированная коробка “i-Shift” (кстати, апробированная на “Civic”). Разумеется, я не упустил случая протестировать эту модификацию.

Машина была в шикарной комп лекта ции “Sport” – особа я форма переднего бампера и аэродинамическая юбка, каза лось, всем своим видом оправдывали это назва ние. Но са м “робот” по сравнению с оптима льно работающей механической коробкой выглядел бледновато. Пока едешь спокойно, все более-менее неплохо. Во всяком сл у чае, особых нареканий к “iShift” не возникает. Но стоит посильнее нажать педаль газа, как “робот” при переключении скоростей начинает грешить раздражающими прова ла ми. От ни х не спасает даже переход в ру чной режим. Вариатор, пусть он и не отличался экономичностью, работал на порядок лучше.

Зато ходовые качества нового “Jazz” действительно на высоте. Схема подвески не изменилась – стойки McPherson спереди и пол уза висима я ба лка сза ди, – но настройки ходовой части были пересмотрены, а колея у величена. Вдоба вок теперь вместо прежних 14-дюймовых колес на базовой версии стоят 15-дюймовые (комп лекта ция “Sport” оснащена диска ми на 16»). В результате поведение автомобиля на дороге ста ло еще более надежным и азартным. За рулем “Jazz” каждый поворот хочется проходить на ма ксима льно возможной скорости. Пожа л у й, в этом отношении микровэн можно назвать одним из образцов в своем классе.

Больше пространства

В салоне “Jazz” второго поколения угадываются черты предшественника, но архитектура интерьера совершенно другая.

На машине с “роботом” передачи можно переключать и вручную, с помощью подрулевых лепестков.

ПОКУПАТЕЛЯМ таких автомобилей, как “Jazz”, практичность и удобство салона важны не меньше, а возможно, и больше, чем ходовые качества. И с этим у хондовского микровэна тоже все в порядке.

Модель нового поколения, сохранив прежнюю высоту, вытянулась в длину на 5,5 см (до 390 см) и раздалась в ширину на 2 см (до 169,5 см). База также стала больше на 5 см и составляет 250 см. Пассажирам второго ряда вольготно. Сзади, как и в машине первой генерации, стоят сиденья “Magic Seat”. Не магия, конечно, но на фокус похоже: одно движение руки – и их подушки поднимаются вертикально вверх, освобождая довольно значительное пространство. К примеру, поперек кузова можно разместить горный велосипед или поставить высокое растение в горшке. Это стало возможным благодаря традиционной особенности “Jazz” – размещению топливного бака под передними сиденьями.

А в багажнике (он, кстати, тоже стал больше) появилось “двойное дно”, как на кроссовере “Honda Pilot”. При необходимости пол грузового отсека приподнимается и трансформируется в специальную полку, на которую можно положить легкие предметы, в то время как тяжелые вещи укладываются в образовавшуюся внизу нишу.

Панорамная крыша входит в самую дорогую комплектацию.

В передней части салона тоже произошли существенные изменения. В новой ара нжировке панель приборов сохранила характерные черты предшественницы, но смотрится совершенно иначе. В частности, оригина льные рычажки, заведовавшие на “Jazz” первого поколения настройками музыки и климатической установки, уступили место более традиционным, зато и более удобным кнопкам, сгруппированным в двух круглых секциях. Кроме того, изменилась са ма аудиоуста новка. Теперь ее интерфейс на поминает модный плейер i-Pod, что наверняка придется по вкусу молодежи.

Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин

Lada Kalina NFR
(хэтчбек 5-дв.)

Alfa Romeo MiTo
(хэтчбек 3-дв.)

Opel Corsa
(хэтчбек 5-дв.)

Модерниза ция не обошла и комбина цию приборов. Ра ньше три основны х циферблата были упрятаны в отдельные колодцы – теперь в ни х оста лись только та хометр и у казатель уровня топлива. А увеличившуюся в размера х шкалу спидометра разместили под общим козырьком с дисп леем борткомпьютера. Рядом с тахометром появился у казатель, подсказывающий, когда лучше переключить передачу, чтобы расход топ лива был минима льным. В целоминформативность комбинации приборов ста ла за метно лучше.

Нельзя не упомянуть новый трехспицевый руль. Небольшой диаметр и достаточно толстый обод делают его очень удобным. Еще бы – ведь та ка я же бара нка стоит на са мом “Civic Type-R”! Та к что водитель отныне ощущает гоночные корни “Хонды” буквально кончиками пальцев.

Наконец, “Jazz” может противопоставить конкурентам очень щедрое оснащение. В его базовую комплектацию входят система стабилизации, восемь подушек безопасности, аудиосистема, климат-контроль, а самая дорогая версия располагает даже полноценной панорамной крышей.

Так что со сменой поколений хондовский “Jazz” хоть и получил новое звучание, но по своей сути остался близок классическим канонам, добавив к ним лишь легкие нотки в стиле модерн.

Комплектация “Sport” внешне заметно отличается от обычных версий. В первую очередь бросается в глаза иной передний бампер со спойлером на нижней кромке, наклонными перемычками в районе противотуманок и увеличившимся в размерах воздухозаборником. За счет этих штрихов автомобиль визуально смотрится шире и ниже. Также “спортивная” версия получила накладки на пороги и задний бампер с имитацией аэродинамического диффузора, который придает “Jazz” сходство с настоящими гоночными автомобилями. Наконец, если обычные версии комплектуются 15-дюймовыми колесами, то модификация “Sport” оснащается 16-дюймовыми.

Они первыми играли джаз

Д жаз музыкальному миру подарила встреча двух культур — европейской и африканской. На интернациональной волне в начале 20-х годов ХХ века музыкальное направление ворвалось в Страну Советов. Вспоминаем исполнителей, которые первыми играли джаз в СССР.

Валентин Парнах — пионер советского джаза

«Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» дебютировал на сцене в октябре 1922 года. Это была не просто премьера, а премьера нового музыкального направления. Революционный для музыки того времени коллектив собрал поэт, музыкант и хореограф, шесть лет проживший в Европе. Парнах услышал джаз в парижском кафе в 1921 году и был потрясен этим новаторским музыкальным направлением. Он вернулся в Советский Союз с комплектом инструментов для джаз-банда. Репетировали всего месяц.

В день премьеры на сцене Центрального техникума театрального искусства — нынешнего ГИТИСа — собрались будущий писатель и сценарист Евгений Габрилович, актер и художник Александр Костомолоцкий, Мечислав Капрович и Сергей Тизенгайзен. Габрилович сидел за роялем: он хорошо подбирал на слух. Костомолоцкий играл на ударных, Капрович — на саксофоне, Тизенгайзен — на контрабасе и ножном барабане. Все равно контрабасисты отбивают ритм ногой — решили музыканты.

На первых концертах Валентин Парнах рассказывал зрителям о музыкальном направлении и том, что джаз — это соединение традиций разных континентов и культур в один «интернациональный сплав». Практическую часть лекции принимали с восторгом. В том числе Всеволод Мейерхольд, который не замедлил предложить Парнаху собрать джаз-банд для своего спектакля. Популярные фокстроты и шимми звучали в спектаклях «Великодушный рогоносец» и «Д.Е». Энергичная музыка пришлась кстати даже на первомайской демонстрации 1923 года. «Джаз-банд впервые участвовал в государственных торжествах, чего до сих пор не было на Западе!» — трубила советская пресса.

Александр Цфасман: джаз как профессия

Произведения Ференца Листа, Генриха Нейгауза и Дмитрия Шостаковича гармонично уживались с джазовыми мелодиями в творчестве Александра Цфасмана. Еще будучи студентом Московской консерватории, которую музыкант позже окончил с золотой медалью, он создал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив — «АМА-джаз». Первое выступление оркестра прошло в 1927 году в Артистическом клубе. Коллектив тут же получил приглашение от одной из самых модных на тот момент площадок — сада «Эрмитаж». В этом же году джаз впервые появился в советском радиоэфире. И именно в исполнении музыкантов Цфасмана.

«Утомленное солнце нежно с морем прощалось» зазвучало в 1937 году с пластинки, записанной ансамблем Александра Цфасмана уже под названием «Московские ребята».

Впервые в Союзе в джазовой обработке услышали известное танго польского композитора Ежи Петерсбурского «Последнее воскресенье» на слова поэта Иосифа Альвека. Первым про нежное прощание солнца и моря спел солист цфасмановского джазового ансамбля Павел Михайлов. С легкой руки музыкантов хитом на все времена стала еще одна запись с того же диска — про неудачное свидание. «Так значит завтра, на том же месте, в тот же час», — распевала вслед за джазовым ансамблем вся страна.

Хоть Александр Цфасман и занимался джазовым ансамблем, он не оставлял сольную программу, выступал в качестве пианиста и композитора. Вместе с Дмитрием Шостаковичем Цфасман работал над музыкой к фильму-эпопее «Встреча на Эльбе», а затем по просьбе композитора исполнял его музыку к фильму «Незабываемый 1919-й». Он стал и автором джазовой музыки, которая звучала в знаменитом спектакле «Под шорох твоих ресниц» театра кукол Сергея Образцова.

Леопольд Теплицкий. Классика в джазовой обработке

Леопольд Теплицкий дирижировал симфоническими оркестрами на сеансах немого кино в петербургских кинотеатрах «Эрмитаж» и «Люкс» еще во время учебы в консерватории. В 1926 году Народный комиссариат отправил молодого музыканта в Филадельфию для выступлений на Международной выставке. В Америке Теплицкий услышал симфоджаз — музыку этого направления исполнял оркестр Пола Уайтмена.

Когда Леопольд Теплицкий вернулся в СССР, он организовал «Первый концертный джаз-банд» из профессиональных музыкантов. В джазовой обработке зазвучала классика — музыка Джузеппе Верди, Шарля Гуно. Играл джаз-банд и произведения современных американских авторов — Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина. Так Леопольд Теплицкий оказался в авангарде профессионального ленинградского джаза 1930-х годов. Леонид Утесов называл его «первым из отечественных музыкантов, кто показал джазовую игру».

Первое выступление джазменов прошло в 1927 году. Предваряла концерт лекция «Джаз-банд и музыка будущего» музыковеда и композитора Иосифа Шиллингера. Особый интерес публики вызвала и непривычная для тех лет музыка, и солистка — с музыкантами выступала эстрадная и джазовая певица из Мексики Коретти Арле-Тиц. Успех коллектива длился недолго: в 1930 году Леопольд Теплицкий был арестован и осужден по статье «шпионаж». Его освободили спустя два года, однако жить в Ленинграде Теплицкий не остался — переехал в Петрозаводск.

С 1933 года музыкант работал главным дирижером Карельского симфонического оркестра, но джаз не оставил — играл с академическим оркестром и джазовую программу. Выступал со своим новым коллективом Теплицкий и в Ленинграде — в рамках Декады карельского искусства. В 1936 году при участии музыканта появился новый коллектив «Кантеле», для которого Теплицкий написал «Карельскую прелюдию». Ансамбль стал победителем Первого всесоюзного радиофестиваля народного творчества в 1936 году. Леопольд Теплицкий так и остался жить в Петрозаводске. Памяти знаменитого джазмена посвящен фестиваль джазовой музыки «Звезды и мы».

Леонид Утесов. «Песенный джаз»

Громкая премьера на рубеже 1930-х годов — «Теа-джаз» Леонида Утесова. Модное музыкальное направление с легкой руки знаменитого эстрадного артиста, бросившего коммерческое училище ради музыки, приобрело масштабы театрализованного действа. Джазом Утесов увлекся во время турпоездки в Париж, где оркестр Теда Льюиса поразил советского музыканта своей «театрализацией» в лучших традициях мюзик-холла.

Эти впечатления и воплотились в создании «Теа-джаза». Утесов обратился к трубачу-виртуозу, академическому музыканту Якову Скоморовскому, которому идея джаз-оркестра тоже показалась интересной. Собрав музыкантов из ленинградских театров, «Теа-джаз» в 1929 году выступал на сцене ленинградского Малого оперного театра. Это был первый состав коллектива, который проработал недолго и вскоре перешел на Ленинградское радио в «Концертный джаз-оркестр».

Утесов набрал новый состав «Теа-джаза» — музыканты ставили целые спектакли. Один из них — «Музыкальный магазин» — позже лег в основу известного фильма, первой советской музыкальной комедии. Картина Григория Александрова «Веселые ребята» с Любовью Орловой в главной роли вышла на экраны в 1934 году. Она стала популярна не только на родине, но и за рубежом.

В репертуаре «Теа-джаза» были джазовые рапсодии Исаака Дунаевского на темы народных песен и песни на стихи советских композиторов. Так с легкой руки Утесова — блестящего исполнителя, который «пел сердцем», — по стране прокатилась волна «песенного джаза». Песни Дунаевского подхватили многие джаз-оркестры: их включали в импровизации, фантазии и обработки.

Олег Лундстрем. «Джазовый король Дальнего Востока»

Олег Лундстрем вдохновился джазовой музыкой в 1933 году, когда услышал мелодию Дюка Эллингтона «Дорогой старый Юг». Под впечатлением Лундстрем расписал аранжировку, собрал коллектив, сам сел за фортепиано. Спустя два года музыкант покорил Шанхай, где жил в тот момент. Так определилась дальнейшая судьба: за границей Лундстрем учился одновременно в политехническом институте и музыкальном техникуме. Его оркестр играл джазовую классику и музыку советских композиторов в джазовой обработке. Пресса называла Лундстрема «королем джаза Дальнего Востока».

В 1947 году музыканты решили переехать в Советский Союз — в полном составе, с семьями. Обосновались все в Казани, здесь же учились в Консерватории. Однако спустя год вышло постановление ЦК КПСС, осуждавшее «формализм в музыке». Коллектив вернулся на родину, чтобы стать государственным джазовым коллективом Татарской АССР, но музыкантов распределили в оперный театр и оркестры кинотеатров. Вместе они выступали только на редких разовых концертах.

Лишь оттепель снова вывела джаз на сцены. В год 60-летия оркестр Олега Лундстрема попал в Книгу рекордов Гиннесса — как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр. Довелось музыканту встретиться и с автором того самого «Дорогого старого Юга», когда Дюк Эллингтон в 1970-е годы приезжал в Москву. Олег Лундстрем всю жизнь хранил пластинку, подарившую ему любовь к джазу.

Ссылка на основную публикацию