Будущее систем слежения GPS / ГЛОНАСС в России | Portal-Audi.ru

Будущее систем слежения GPS / ГЛОНАСС в России

Будущее GPS трекеров с поддержкой ГЛОНАСС в России

В ассортименте компании «Глобал Хаус» появились GPS трекеры последнего поколения с возможностью поддержки всех четырех систем навигации – ГЛОНАСС и GPS, а также COMPASS и Galileo. Как известно, поддержка двух и более систем навигации дает неоспоримые преимущества, так как существенно повышается точность и надежность определения координат. А также независимость от сигнала, доступного только в одной единственной спутниковой системе.

Автомобильные трекеры Global производятся в Германии, отличаются высоким качеством и полностью соответствуют всем требованиям безопасности. Несомненным плюсом нашего предложения является трехлетняя гарантия качества предлагаемых нами изделий. Кроме того, устройства с поддержкой ГЛОНАСС полностью соответствуют нововведениям в законодательные акты со стороны правительства, планирующего проведение масштабных изменений в целях поддержки отечественной системы спутникового слежения.

Спутники ГЛОНАСС уже покрывают 96% земной поверхности. И для того, чтобы поддержать ГЛОНАСС, российское правительство готовится принять ряд мер с начала 2012 года. На все навигационные устройства, ввозимые в Россию, будут действовать новые таможенные пошлины. Причем значительно подорожает стоимость устройств, оборудованных только американской системой слежения GPS. То есть, оборудование, имеющее две системы слежения – GPS и ГЛОНАСС, облагаться пошлиной не будет, или она будет минимальной. Индия и Финляндия уже проявили интерес к производству российских навигационных систем и выразили свою готовность встраивать ГЛОНАСС в свои аппараты. На территории этих стран уже появились российские совместные предприятия. Продукция этих предприятий тоже наверняка не будет облагаться большими таможенными пошлинами.

В настоящее время развивается программа, согласно которой системой ГЛОНАСС будут оборудоваться автомобили для госнужд. Уже десятки тысяч машин скорой помощи, МЧС, автобусов оборудованы подобными системами, что дало неплохой экономический эффект. Экономия топлива достигает 30%, за счет того, что спутниковый мониторинг автотранспорта уже не дает возможности водителям совершать левые рейсы и сливать топливо. В масштабах страны это существенная цифра.

С помощью спутниковой навигации ГЛОНАСС будет улучшаться экологическая обстановка в России. Оборудованные отечественной системой спутниковой навигации российские мусоровозы больше не смогут вывозить мусор на несертифицированные свалки, а будут точно следовать на официальные мусорные полигоны.

Глонасс мониторинг транспорта от GLOBAL, представленный в наших GPS/ГЛОНАСС трекерах, позволяет не только контролировать местонахождение объектов по всему миру, но и осуществлять контроль за передвижением транспорта и грузов, следить за автомобилем на стоянке. Батарея имеет высокую внутреннюю емкость и позволяет приборам работать в автономном режиме до суток. Плюсом объединения двух навигационных систем в одном приборе является и то, что сигнал, получаемый со спутников сразу двух систем, позволяет повысить качество позиционирования, существенно улучшает связь, делая ее более стабильной в условиях города.

Устройства, осуществляющие мониторинг автотранспорта с поддержкой российской ГЛОНАСС уже производятся и реализуются во многих передовых странах: США, Бельгии, Японии, Канаде и других. Отечественная навигационная система нашла свое применение в строительстве, геодезии, сельском хозяйстве, и многих других отраслях.

Но большинство как российских, так и зарубежных предприятий, производящие системы навигации с использованием ГЛОНАСС, предлагают большинство решений все же для автомобильной навигации и мониторинга транспортных средств. Мы можем с гордостью заявить, что наша продукция уже сейчас соответствует всем предъявленным требованиям, позволяя вести качественный спутниковый мониторинг транспорта.

Правительство говорит о необходимости вывода технологии за пределы России, что является основной предпосылкой для ее развития. Ведь при ограничении этого рынка для зарубежных производителей технология, носящая локальный характер, скорее всего станет нежизнеспособной. Поэтому наше государство заинтересовано в том, чтобы данная технология распространилась по всему миру.

Продукция компании «Глобал Хаус» помогает своим клиентам в решении таких важных насущных вопросов, как обеспечение безопасности автотранспорта, постоянный глобальный контроль за ним и высокая степень экономии ресурсов предприятия любого уровня.

Будущее систем слежения GPS / ГЛОНАСС в России

До появления таких систем слежения и мониторинга как GPS и ГЛОНАСС, отследить легковой автомобиль было практически невозможно. И пользуясь этим, многие водители мошенничали – проводили незапланированные рейсы, подкручивали спидометр, сливали топливо и так далее. На сегодняшний день технологии дошли до такой точки, что можно установить систему слежения и всегда знать, где находится данный транспорт. Причем качество и точность растет с каждым годом, а цена на эту услугу становится все более приемлемой не только для крупных компаний, а и для мелких, и даже для простых людей желающих всегда знать, где находится их автомобиль.

Так что же нас ждет в ближайшем будущем? Как ГЛОНАСС будет работать с легковыми автомобилями через десятилетие? Как известно, к нам почти все высокие технологии идут с запада и доходят до нас с опозданием на несколько лет. Таким образом, можно предположить, что будет у нас, опираясь на то, что сейчас популярно на западе.

Конечно, на западе эта технология гораздо более популярна, и работать начала она гораздо раньше, да и вообще на данный момент в России системы мониторинга находятся на начальной стадии развития. Но, тем не менее, в развитых странах эта технология не обрела какого-то особенного режима. На западе GPS все еще ставят по собственному желанию владельцы легковых автомобилей, ну а крупные компании и корпорации, конечно, практически всегда заказывают данную услугу. Особенно это важно для компаний предоставляющих услуги в сфере перевозок, такси.

Пока что обязательная установка систем слежения на личные автомобили считается ущемлением прав человека в большинстве стран. Но все же есть и такие, в которых подобное слежение устанавливается принудительно. Среди таковых – Сингапур. Конечно, Сингапур сложно назвать самой развитой страной в мире, но появление такого закона хотя бы в одной стране – уже повод для других выдать подобный законодательный акт. Ведь слежение за личным автомобилем – это хорошее снижение преступности, связанной не только с автомобилями. Ведь так можно найти угнанную машину, а можно отследить грабителей банка по спутнику, упростив задачу правоохранительным органам. Через время такая услуга перейдет и в гражданское пользование, для пеленгования автомобилей близких, друзей и так далее. Конечно рядового автолюбителя факт принудительной установки системы слежения не обрадует, т.к., по сути, это нарушение прав человека, ведь подобное пеленгование похоже на установку видеокамер на улицах, в домах и других публичных местах. И не все захотят, что бы за их автомобилем круглосуточно можно было наблюдать.

В виду всех вышеперечисленных факторов, будущее систем слежения за автотранспортом представляется неясно. Ясно одно – добровольная установка подобных систем есть и будет, и многими это востребовано. Принудительная установка может быть введена в России только в далеком будущем, ведь даже не смотря на все противоречия данного нововведения, это стоит и огромных финансовых затрат, и серьезного развития систем слежения.

Можно всем успокоиться — система GPS как работала, так и будет работать

Как сообщил на днях вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин , Роскосмос готов обсудить с США равноправное сотрудничество по размещению на американской территории российских станций ГЛОНАСС. По словам Рогозина, если переговоры на этот счет не будут завершены, работа американских станций GPS в России будет прекращена окончательно. Это заявление вызвало бурю эмоций и неоднозначных оценок — как в России, так и за рубежом. Чтобы расставить все точки над i, мы связались по телефону с заместителем руководителя дирекции ГЛОНАСС, директором департамента развития системы ГЛОНАСС ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева » Сергеем Ревнивых.

— Сергей Георгиевич, в чем суть проблемы, что это за станции GPS? А главное — если их отключат в России, не появятся ли сложности с навигацией у обычных потребителей?

— Сразу замечу, что эти станции, которые стоят у нас и действуют по 15-20 лет, а то и больше, — напрямую никак не связаны с самой системой GPS. Они относятся к так называемой системе функционального дополнения GPS, которая обеспечивает высокоточную глобальную навигацию в реальном времени на уровне сантиметров для потребителей в глобальном масштабе.- Надеюсь, я говорю понятным языком?

— Почти.

— Такая точность достигается за счет совместного использования сигналов самой GPS и дополнительной информации, получаемой с использованием данных глобальной сети станций. Особую ценность представляют данные с этих станций в реальном времени.

— И где они используются?

— Сейчас такие услуги используются в строительстве, в сельском хозяйстве, а также для решения научных задач построения высокоточной модели Земли. Национальное агентство геопространственной разведки Минобороны США также использует эту информацию для решения своих задач.

Так вот, все это значит: если станции остановят, это никак не скажется на работоспособности самой системы GPS, на ее точностных характеристиках в глобальном масштабе для обычных потребителей.

— То есть, эта система как работала.

— . так и будет работать — да, предоставляя услуги всем потребителям по всему миру, включая авиацию, включая потребителей в России, в США и во всех других странах мира с той точностью, которую система GPS предоставляет сейчас, а именно – с точностью в несколько метров. Так что, можно всем успокоиться.

— Чем объяснить такую универсальность?

— Тем, что работа самой системы GPS обеспечивается специальным наземным сегментом управления ВВС США, элементы которого расположены глобально на объектах Минобороны США, вне территории России. И эти станции, о которых идет речь, в этот сегмент просто не входят.

— А почему, собственно, разгорелся сыр-бор — можете открыть тайну?

— Особой тайны тут нет. В рамках нашей Федеральной целевой программы ГЛОНАСС-2020 в России предусмотрено создание аналогичной системы глобального высокоточного позиционирования, а также глобальной системы мониторинга состояния ГНСС (Глобальной навигационной спутниковой системы). Для этих систем необходимо иметь свою собственную глобальную сеть станций реального времени. Последние несколько лет на уровне экспертов проходят консультации о размещении и российских станций на американской территории. Был даже достигнут определенный прогресс – предварительно определены места для размещения пяти российских станций на территории США. Но дальше протоколов дело пока не идет.

— Почему?

— Сильно затормозил процесс принятый в США в конце прошлого года закон об ограничениях для установки инфраструктуры зарубежных ГНСС на территории США. Хотя формально этот закон и не запрещает установку наших станций приема сигналов ГЛОНАСС на территории США, но требует заключения руководителей Минобороны США и ЦРУ о том, что это не нанесет ущерба национальной безопасности США.

— То есть, американцы зря боятся?

— Конечно. Как-то корреспондент журнала GPS World справедливо заметил: даже если эти станции (российские на территории США) позволят повысить точность системы ГЛОНАСС с 5 до 1 метра, то это вряд ли окажет существенное влияние на возможный ущерб при радиусе поражения 300-килотонной боеголовки российской ракеты «Ярс»….

— Надо же, какие страсти.

— Вот почему этот шаг — приостановка работы станций GPS на российской территории, — по моему мнению, является некоторым знаком для наших американских коллег, чтобы они с пониманием отнеслись к стремлению российской стороны иметь равноправные партнерские отношения в области глобальной спутниковой навигации в обеспечение потребителей всего мира высококачественными навигационными услугами с помощью систем и GPS, и ГЛОНАСС.

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ

Навигатор не пойдет тропой Ивана Сусанина

Несколько наивных вопросов о ситуации с станциями GPS.

Возможное отключение станций GPS на территории России вызвало немало вопросов у рядовых пользователей. Мы постарались ответить на них с помощью эксперта в области мобильных технологий Сергея Половникова , аналитика агентства Content Review.

1. Повлияет ли приостановка наземных станций GPS на работу, например, автомобильных навигаторов?

— Нет, потому что наземные станции не участвуют в обмене сигналами между пользователем навигатора и спутником. Для чего нужны станции коррекции? Дело в том, что наша планета имеет не идеальную поверхность, да и орбита спутников может «гулять». Спутники обмениваются с наземными станциями сигналами прежде всего, чтобы уточнить свое собственное положение. Таких станций коррекции по всему миру у GPS множество, и даже закрытие 11 из них них на территории России (представим себе самый худший сценарий) на точность работы навигационного оборудования рядовых пользователей никак не повлияет.

2. Навигационные системы GPS используются в авиации. Станет ли опаснее летать самолетами?

— У самолетов, помимо GPS и ГЛОНАСС (а они используют обе системы), есть собственная навигационная система. Поэтому, даже если GPS и ГЛОНАСС каким-то образом одновременно отключатся, не один самолет не собьется с курса и не рухнет. Кстати, когда США проводили операцию «Буря в пустыне», GPS американцы отключали по всему миру. Это вызвало панику у европейских авиакомпаний, которые полагались на электронику (наши летчики ориентировались «по звездам»). Именно это и сподвигло Европу , Россию и Китай на разработку собственных систем.

3. Может ли ГЛОНАСС заменить GPS в случае какой-то нештатной ситуации?

— Абсолютно. ГЛОНАСС является полноценной системой навигации и составляет реальную конкуренцию GPS. Более того, по ряду параметров ГЛОНАСС опережает конкурентов. Именно поэтому американцы не хотят нас пускать на свою территорию. Но у нас есть станции в Арктике и Бразилии , этого достаточно, чтобы обеспечить работу в том полушарии.

4. Два последних года в Россию поставляются смартфоны с функцией ГЛОНАСС в качестве обязательного технического условия. Значит, более старые модели уязвимы в случае неполадок с GPS?

— В принципе да, но тут надо понимать одну вещь. Если мы говорим о сервисах Appl Maps, Google Maps и Яндекс . Карты, то они используют несколько типов определения вашей геолокации. Даже если вы отключите у себя приемник GPS и ГЛОНАСС, смартфон все равно покажет, где вы находитесь. Потому что сначала этот сервис смотрит, к какому Wi-Fi вы подключены. Это самый простой метод найти, где вы находитесь. Если он по этому методу не может определить ваше положение, то начинает опрашивать базовые станции вашего оператора вокруг. Достаточно трех станций, чтобы методом триангуляции найти ваши координаты с погрешностью не более 10 — 20 метров. И только когда сервис определил ваше примерное местоположение, включается GPS, чтобы привязать эту точку к карте с высокой точностью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Россия закроет станции GPS на земле и МКС — на орбите На территории России находятся 11 станций американской спутниковой системы навигации GPS. Их работа будет приостановлена с 1 июня, заявил вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин. Это связано с тем, что США всячески бойкотируют договоренности о размещении у себя центров коррекции сигнала российской системы навигации ГЛОНАСС (читать далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Россия закроет станции GPS на земле и МКС — на орбите

На территории России находятся 11 станций американской спутниковой системы навигации GPS. Их работа будет приостановлена с 1 июня, заявил вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин. Это связано с тем, что США всячески бойкотируют договоренности о размещении у себя центров коррекции сигнала российской системы навигации ГЛОНАСС (читать далее)

Еще больше материалов по теме: «Запуски спутников ГЛОНАСС»

Новости АО «ГЛОНАСС»

«ЭРА-ГЛОНАСС»: взгляд в цифровое будущее транспорта

В Москве 6 декабря 2017 года состоялся VII Международный Конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС». В этом году основной темой обсуждения стало место государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в формировании в стране цифровой экономики, переход к которой инициирован правительством России. Как показали дискуссии, и бизнес, и представители экспертного сообщества с оптимизмом смотрят на перспективы цифровой трансформации транспортной отрасли и связанных с ней индустрий.

Участники конгресса уверены, что, хотя «ЭРА-ГЛОНАСС» и создавалась прежде всего для повышения безопасности на дорогах, сейчас наступил тот этап развития Системы, когда на первый план выходят ее другие возможности. И речь идет даже не об отдельных сервисах, а о бизнес-направлениях, которые могут изменить ряд отраслей.

«Спасение жизней – важнейшая, но не единственная задача, которая стоит перед системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Мы сегодня живем в эпоху перехода к цифровой экономике: высокие технологии меняют нашу реальность, и неизбежный процесс цифровизации затрагивает все отрасли. Неслучайно это словосочетание появилось в названии данного форума. АО «ГЛОНАСС» намерено стать активным участником цифровой экономики, более того – мы уже участвуем в цифровизации ряда процессов в транспортной отрасли. Инфраструктура ГЛОНАСС имеет огромный потенциал и возможности для создания новых решений, разнообразных сервисов. Их реализация и определяет роль АО «ГЛОНАСС» в цифровой экономике страны», – отметил Андрей Жерегеля, генеральный директор АО «ГЛОНАСС».

В частности, в рамках одного из круглых столов рассматривались перспективные направления партнерской политики АО «ГЛОНАСС», среди которых – использование «ЭРА-ГЛОНАСС» в период проведения ЧМ-2018, при построении региональных навигационно-информационных систем (РНИС) и другие.

«Безусловно, технологии ГЛОНАСС, включая систему «ЭРА-ГЛОНАСС» – одна из важнейших основ цифровизации на транспорте. Во-первых, потому что с каждым годом растет число подключенных автомобилей. Их количество уже превысило 1 300 000 единиц, и я не ошибусь, если скажу, что через 7 лет мы достигнем 100-процентного охвата. Во-вторых, помимо главной задачи системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – спасения жизни при ДТП, технологическое оснащение автомобилей и подключение массива данных закладывают огромный потенциал для развития дополнительных сервисов, часть которых также повысит безопасность на наших автомобильных дорогах. Мне представляется, что дальнейшее развитие созданной государством инфраструктуры ГЛОНАСС должно базироваться на принципах открытой и эффективной партнерской политики компании. В этом же ключе было недавно заявлено о планах компании в будущем году выйти на самоокупаемость. Считаю окупаемость государственных вложений очень важным результатом», – подчеркнул Сергей Тен, член Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы РФ, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».

«Мы как один из первых партнеров, который начал развивать коммерческие услуги для конечных клиентов вместе с «ЭРА-ГЛОНАСС», рады рассказать, что они уже фактически запущены. Долгое время мы делали техническую интеграцию, прорабатывали юридические аспекты нашего сотрудничества. В этом году мы успешно запустили эти сервисы в Москве, а в следующем году собираемся активно развиваться в регионах, – рассказал Семён Фокин, директор дивизиона «Автомобили» ГК «Цезарь Сателлит». – Речь идет об услугах в области безопасности, урегулирования ДТП и т.д. Благодаря установленной в автомобилях системе «ЭРА-ГЛОНАСС» контакт клиента и бизнеса при получении подобных сервисов максимально упрощается».

Также дискуссия коснулась отраслевого применения ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» –например, в логистике для повышения качества продуктов питания за счет контроля температурных режимов при перевозках, в охранных сервисах и в страховании. Отдельное внимание было уделено развитию услуги «Помощь на дорогах», взаимодействию с автопроизводителями в части оказания технической помощи на дорогах и телематических услуг.

«Общий объем рынка помощи на дороге составляет порядка 10-12 млрд рублей. Из них на цивилизованный рынок приходится от 6 до 7 млрд рублей – это те услуги, которые предоставляются крупными компаниями в рамках партнерских взаимоотношений с автопроизводителями, страховыми компаниями, банками и т.д. Важно, что в России основную долю услуг помощи на дорогах оказывают непосредственно автопроизводители в рамках гарантийных программ для новых автомобилей. В этом сегменте РАТ занимает порядка 73-75%, – рассказал Дмитрий Блехер, директор по развитию информационных технологий Российского Автомобильного Товарищества (РАТ). – До последнего времени возможности повышения качества сервиса «Помощь на дорогах» ограничивало недостаточное удобство его использования при обращении за услугой по телефону. Действительно, для авторизации водителю обычно требуется продиктовать 17-значный VIN автомобиля, а потом определить и на словах рассказать свое местоположение. Потенциально эти проблемы призвано решить мобильное приложение автопроизводителей или РАТ, но обращение к такому приложению носит окказиональный характер и поэтому многие его даже не устанавливают. Анализ потребностей привел к простому решению – к интеграции с «ЭРА-ГЛОНАСС», которая позволяет серьезно оптимизировать процесс оказания услуги. То предложение, с которым мы вышли к производителям автомобилей, предполагает использование единой кнопки не только в экстренных ситуациях, но и для получения различных видов помощи на дороге. В течение года был проведен комплекс работ по технической интеграции, в сентябре 2017 мы завершили комплексное тестирование решения с двумя автопроизводителями более чем в десятке регионов. Сейчас совместно с коллегами «Хендэ Мотор СНГ» и АО «ГЛОНАСС» мы запустили услугу в коммерческую эксплуатацию. С 1 ноября 2017 года услуга «Помощь на дороге» при вызове через систему «ЭРА-ГЛОНАСС» доступна всем новым владельцам автомобилей марок Hyundai и Genesis».

В ходе дискуссии участники обсудили вопросы применения возможностей ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» для контроля использования маломерного водного транспорта в акватории Республики Крым, а также аспекты применения и уникальность решений задач по обеспечению транспортной безопасности.

Были представлены и другие интересные проекты. Алексей Павлов, начальник отдела департамента электронной техники и технологий АО «ИПК СТРАЖ», поделился опытом использования средств идентификации, функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, на примере использования системы интеллектуального электронного пломбирования BigLock. Данная система помимо решения стандартных логистических задач при перевозке грузов позволяет дистанционно контролировать в режиме реального времени состояние ЗПУ, а также сохранность грузов в том числе с помощью дополнительных выносных датчиков, и передавать служебную информацию по сети GSM или спутниковой связи в личный кабинет пользователя.

«С ноября 2013 года совместно с АО «ГЛОНАСС» проводится промышленная эксплуатация системы при перевозке грузов железнодорожным и автомобильным транспортом. С начала 2016 года система BigLock применяется в системе ЭРА-ГЛОНАСС-ТРАНЗИТ в рамках указа Президента от 1 января 2016 года и постановлений правительства РФ об осуществлении контроля за перевозкой транзитных грузов через территорию РФ. Всего с начала эксплуатации системы опломбировано уже более 11 тыс. вагонов, контейнеров и автофургонов. В настоящее время в эксплуатации находится более тысячи электронных пломб, а до конца текущего года планируется ввод в эксплуатацию еще более полутора тысяч электронных пломб», – рассказал Алексей Павлов.

Особое внимание было уделено развитию ИТС в регионах. «Все помнят историю построения РНИСов. Многие регионы тогда начали реализовывать эти программы, но сегодня судьба у них разная, – напомнил Александр Сёмкин, председатель Совета кластера ГЛОНАСС (К-57), вице-президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта». – Мы проанализировали состояние дел в тех субъектах, которые не являются субъектами-донорами – а их у нас большинство. Оказалось, что у региональных органов госвласти сейчас существуют серьезные проблемы – разрозненность информационных систем и зачастую отсутствие в субъектах единого центра компетенций по работе с пространственными данными, геоинформационными системами. К примеру, только на территории Орловской области сегодня действуют порядка 10 информационных систем, между собой не коррелирующих. Это приводит и к нехватке бюджетов, и к неэффективному использованию этих систем. Мы поставили задачу интегрировать эти системы, исключить дублирующие функции и использовать их как рабочий инструмент».

Как показали дискуссии, представителей бизнеса чрезвычайно волнуют вопросы нормативного регулирования, касающегося внедрения интеллектуальных транспортных систем в России. Этот вопрос поднимался несколькими спикерами.

Одной из изюминок круглого стола, посвященного новым технологиям и инновационным решениям АО «ГЛОНАСС», стала презентация системы транспортной безопасности на базе технологий поведенческой видеоаналитики (SKYTRACKING), позволяющей мгновенно оценивать поведение и физиологическое состояние водителя.

В рамках Конгресса был подписан ряд соглашений, среди которых были и международные. Все соглашения будут способствовать развитию транспортной отрасли, интеллектуальных транспортных систем и в целом – цифровой трансформации отечественных предприятий.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
координатно-временного и навигационного обеспечения

ПРИКЛАДНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ГЛОНАСС

О навигации
Поддержка потребителей

Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС

О системе ГЛОНАСС
Технические характеристики
Пользователям ГЛОНАСС

О системе ГЛОНАСС

История развития ГЛОНАСС

Впервые предложение по использованию спутников для навигации было сделано проф. В.С. Шебшаевичем в 1957г. Эта возможность была открыта им при исследовании приложений радиоастрономических методов в самолетовождении. Данные исследования были использованы в 1963г. при опытно-конструкторских работах над первой отечественной низкоорбитальной системой «Цикада».
В 1967г. был выведен на орбиту первый навигационный отечественный спутник «Космос-192».
Система «Цикада» была сдана в эксплуатацию в составе четырех спутников в 1979 г.
После 2008 года потребители космических навигационных систем «Цикада» и «Цикада-М» были переведены на обслуживание ГЛОНАСС, и эксплуатация этих систем была прекращена.

Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты в октябре 1982 г. запуском спутника «Космос-1413». Система ГЛОНАСС была принята в опытную эксплуатацию в 1993 г.
В 1995 г. развернута орбитальная группировка полного состава (24 КА «Глонасс» первого поколения) и начата штатная эксплуатация системы.

Структура ГЛОНАСС

Система ГЛОНАСС в расширенной конфигурации включает в себя следующие составные части:

  • Космический комплекс системы ГЛОНАСС, состоящий из орбитальной группировки, средств выведения, наземного комплекса управления
  • Функциональные дополнения, включая широкозонную систему функционального дополнения ГНСС – систему дифференциальных коррекций и мониторинга, а также региональные и локальные системы мониторинга и дифференциальной навигации
  • Система высокоточной апостериорной эфемеридно-временной информации
  • Средства фундаментального обеспечения ГЛОНАСС – системы оперативного определения параметров вращения и ориентации Земли, системы формирования государственной шкалы всемирного скоординированного времени, геодезической основы РФ
  • Навигационная аппаратура потребителей

Головная организация по развитию и использованию системы ГЛОНАСС — АО «Российские космические системы».

Головная организация по космическому комплексу ГЛОНАСС — АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва».

Оператор государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — АО «ГЛОНАСС».

Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности — НП «ГЛОНАСС».

Оперативный круглосуточный мониторинг и подтверждение характеристик навигационного поля ГЛОНАСС осуществляет Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения АО «ЦНИИмаш».

Международная деятельность

За последние годы своего развития ГНСС и их функциональные дополнения стали основой систем координатно-временного и навигационного обеспечения развитых стран, существенным элементом государственных и частных секторов мировой экономики. С одновременным функционированием нескольких ГНСС возрастает необходимость координации программ их развития между странами–владельцами таких систем, а также международными организациями, непосредственно связанными с развитием и использованием ГНСС. Международное сотрудничество в области ГНСС – важнейшая составная часть национальной политики Российской Федерации в области космической деятельности.

С целью обеспечения совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с другими ГНСС и продвижения ее использования за рубежом специалисты ИАЦ КВНО АО «ЦНИИмаш» участвуют самостоятельно и организуют участие российских представителей в мероприятиях:

  • Международного комитета по ГНСС, созданного по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН;
  • Международной службы глобальных навигационных спутниковых систем (IGS), где ИАЦ КВНО является ассоциированным центром анализа службы IGS;
  • Международной службы лазерной дальнометрии (ILRS), где ИАЦ КВНО – ассоциированный центр анализа службы ILRS;
  • Международной службы вращения Земли (IERS), где ИАЦ КВНО – официальный центр анализа IERS;
  • Комиссии по авиационным радиотехническим средствам (RTCA), на заседаниях которой обсуждаются вопросы включения системы ГЛОНАСС в стандарты авиационной навигационной аппаратуры;
  • Международной организации гражданской авиации (ICAO), на заседаниях которой представляется информация о создаваемом в Российской Федерации Стандарте эксплуатационных характеристик открытых услуг системы ГЛОНАСС.

Специалисты ИАЦ КВНО также участвуют в двусторонних переговорах и консультациях с провайдерами зарубежных глобальных и региональных навигационных систем, участвуют в работах по созданию за рубежом наземного измерительного сегмента системы ГЛОНАСС, являющимся одним из важнейших факторов обеспечения ее конкурентоспособности и широкого применения.

Повышение точности навигации

На протяжении всей истории развития спутниковой радионавигации доминирующей была и остаётся проблема повышения точности навигационных определений, что требует совершенствования как аппаратных и программно-алгоритмических средств, так и развития систем функциональных дополнений ГНСС .

Система функциональных дополнений ГНСС представляет собой комплекс технических и программных средств, которая передаёт потребителям навигационных сигналов дополнительную корректирующую информацию для повышения точности и надежности навигационных определений.

В настоящее время в России и за рубежом созданы и развиваются различные функциональные дополнения, ориентированные на различных потребителей и отличающиеся местом размещения, размером зон обслуживания, типом канала доведения корректирующей информации.

AutoSpot › Блог › Развеиваем мифы об ЭРА-ГЛОНАСС

Автомобильный рынок только начал приходить в себя и постепенно привыкать к стагнации, как его вновь скрутили в бараний рог и обязали всех производителей к оснащению системы ЭРА-ГЛОНАСС. Так, с 1 января 2017 года автопроизводители обязаны оснащать все выходящие на российский рынок автомобили системой ЭРА-ГЛОНАСС. Первым испытателем данной системы стала LADA Vesta, а затем все серийные LADA XRAY.
Казалось бы, автомобильные компании совместно с правительством воплощают такой масштабный, дорогой и сложный проект для спасения жизни людей, попавших в ДТП. И с точки зрения безопасности — это правильный шаг и само по себе благое дело. Но почему СМИ и автомобильное сообщество так дико заволновалось, обсуждая и затрагивая только негативные стороны этого нововведения? Не на пустом ли месте паника? Будем разбираться.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС?

Прошло уже достаточно времени с момента введения данной системы в работу, но пока не все автовладельцы понимают принципы действия, назначения и перспективы.

Разберем дословно аббревиатура ЭРА — это Экстренное Реагирование при Авариях. ГЛОНАСС — российская спутниковая система навигации. Изначально система имела военное предназначение. Аналог американской GPS.

ЭРА-ГЛОНАСС — система экстренного реагирования при авариях. В случае чрезвычайной ситуации она мгновенно считывает местоположение машины и оперативно передает данные о происшествии экстренным службам. Помимо координат система передает такие данные, как время аварии, тяжесть последствий и VIN- номер транспортного средства. Также данные о количестве пристегнутых ремней безопасности для того, чтобы определить количество жертв.

В случае происшествия водитель может и самостоятельно связаться с оператором экстренной службы. Первый такой случай был зафиксирован в феврале, когда в Подмосковье на автомобилиста упало дерево, а мобильный телефон не работал.

Кнопка экстренного вызова с надписью SOS находится в блоке у салонного зеркала заднего вида. Другие элементы системы размещают так, чтобы в случае сильного ДТП она продолжала бесперебойно работать, поэтому размещают в наиболее безопасных местах. В некоторых моделях устройства даже дублируют. Например, под водительским сиденьем Nissan Murano можно обнаружить дополнительный динамик.

Если заглянуть в ГОСТ Р 54620 -2011, то можно увидеть следующий перечень требований. Система должна распознавать несколько типов ударов: фронтальный удар, боковой удар сзади и опрокидование. Автомобили ( вмещающие до 9 человек) должны иметь функцию автоматического оповещения о ДТП, а коммерческому транспорту достаточно иметь только кнопку связи с оператором аварийной службы. Экстренный вызов должен быть расположен так, чтобы его невозможно был включить случайным нажатием.

На данную систему возлагают большие надежды. ЭРА-ГЛОНАСС начали массово и оперативно внедрять для того, чтобы существенно сократить число жертв, попавших в крупные аварии. В сложных экстренных ситуациях, когда речь идет о спасении человеческой жизни, каждая минута на счету. Печальная статистика показывает, что количество жертв возрастает в связи с тем, что скорая помощь приезжает на место ДТП с опозданием, и ей остается лишь зафиксировать факт смерти. А если бы появилась возможность чуть раньше оказать первую мед. помощь и спасти пострадавших от потери крови и болевого шока…

”НИС ГЛОНАСС” ( системный интегратор наиболее крупных проектов внедрения технологий ГЛОНАСС в России) заявляет, что благодаря ЭРА-ГЛОНАСС существенно сокращается время ожидания помощи при авариях, как минимум на 30%, что позволяет ежегодно спасать более четырех тысяч человек.

В мае операторы ЭРА-ГЛОНАСС зафиксировали юбилейный тысячный вызов. В данном случае речь идет о реальных обращениях, которые потребовали оперативного реагирования. Специалисты отметили, что постепенно число ложных вызовов сокращается: так, если в 2016 году на вызовы, при которых действительно требовалась помощь, приходилось только 0,3% общего числа, то с начала 2017 года — 0, 85%.

МИФ 1 Не везде есть сотовая связь, поэтому система ущербна

Большая территория России не обеспечена сотовой связью. Нет мобильной связи — нет будет и помощи. И внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС, якобы, очередное необдуманное действие власти. Сначала нужно обеспечить мобильной связью, а затем постепенно переходить на систему экстренного реагирования.

По последним исследованиям Роскомнадзора больше половины территории России покрыта сотовыми сетями. Для передачи данных используется каналы сотовой связи “большой тройки” операторов. Число абонентов сотовых компаний уже давно превысило число граждан РФ. К тому же процент аварий в густонаселенных пунктах значительно больше, чем, например в тайге или тундре. И зачастую самые страшные аварии происходят в ночное время суток и в плохие погодные условия. И здесь речь идет уже о секундах, в течение которых можно успеть спасти чью-то жизнь.

МИФ 2 Без инфраструктуры невозможна реализация системы ЭРА-ГЛОНАСС

Службы экстренного реагирования оставляют желать лучшего. Полная нехватка ресурсов. Невозможно реализовать данный продукт без расширения ресурсов. Если нет инфраструктуры, то нет смысла в реализации данного проекта.
Эра-Глонасс уже работает и помогает уменьшить смертность на дорогах.Koличecтвo экcтpeнныx вызoвoв, пocтyпaющиx в cиcтeмy «ЭPA-ГЛOHACC», pacтёт пpoпopциoнaльнo кoличecтвy зapeгиcтpиpoвaнныx тpaнcпopтныx cpeдcтв. Система 112 объединяет пять служб экстренного реагирования: служба скорой медицинской помощи, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, служба пожарной охраны, служба полиции, служба ГИБДД.

Так можно еще целые десятилетия заниматься усовершенствованием связи, инфраструктуры и брать мастер-классы у западных коллег, но так и ничего не внедрить. Именно такие масштабные продукты нужно реализовывать оперативно. У нашей страны свой путь развития. Мы должны уметь существовать автономно и не зависеть ни от кого.

МИФ 3 Тотальная слежка

На сегодняшний день система ЭРА-ГЛОНАСС находится на первой ступени своего развития, но с каждым днем все больше обрастает новыми фантазиями и выдумками. Например, под прикрытием передачи информации об авариях в специальные центры правительство внедряет тотальную слежку.

Если открыть требования ГОСТ 54620-2011. В нем сказано, что устройство работает в момент нажатия кнопки SOS или во время сильного ДТП. Работа в режиме трекера (постоянной слежки) спецификациями проекта не предусмотрена. Терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» лишь принимает навигационный сигнал, вычисляет координаты и отправляет в центр обработки данных.Так, что в обязанности “большого брата” не входит слежка. Но те, кто представляют действительно интерес, за ними все-таки наблюдают, но только с помощью тех же самых мобильных телефонов.

МИФ 4. Власти продвигают отечественный автопром и перекрывают доступ зарубежным автомобильным компаниям. (О бедных производителях и повышении цен на автомобили).

Отныне получить ОТТС (одобрение типа транспортного средства) на авто без установки системы ЭРА-ГЛОНАСС невозможно. Таким образом, все новые модели на российский рынок должны поставляться с данной системой. Производители заявляют, что это большие затраты.Поэтому, они вынуждены повышать цены на автомобили. Автопроизводители жалуются, что само оборудование стоит недорого, но для получения сертификата необходимо проводить два краш-теста на фронтальный и боковой удар. В будущем еще и тест на опрокидование должен проходить. Так производитель попадает на два автомобиля и на стоимость проведения самих тестов.
Получается, что массовый сегмент подорожает на 10 000 рублей — 30 000 рублей.
Но по сравнению с масштабным подорожанием всех автомобилей в течение нескольких лет — это весьма скромная плата за спасение человеческих жизней.

К тому же систему финансовой поддержки автопрома никто не отменял. Правительство РФ постоянно поддерживает автопроизводителей. Например, объем финансирования на 2017 год был увеличен до 62,3 млрд. рублей. И все же некоторым встревоженным автомобильным компаниям слишком накладно тратить 200 тыс. евро на сертификацию автомобиля.

Некоторые представительства обиженно заявили, что им дорого обходится сертификация, и они вынуждены отказаться от поставок моделей в Россию. Компания Audi заявила, что прекратит поставлять 6 моделей из-за
ЭРА-ГЛОНАСС:кабриолеты A3 и A5, хэтчбек A1, купе ТТ и R8, а также A8. И BMW не привезет кабриолеты в Россию. Но другие премиальные сегменты поддерживают внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС. В Rolls- Royce Motor Cars сообщили, что все модели с 2017 года будут оснащаться данной системой. Готовность к подключению подтвердили Infiniti, Сadillac, Nissan, Kia, Renault, Hyundai и другие производители.
Думаем, мы как-то сможем пережить отсутствие нескольких кабриолетов и купе премиум-класса.

Реальные перспективы ЭРА-ГЛОНАСС

Метаданные от системы ЭРА-ГЛОНАСС в будущем можно будет агрегировать и исследовать. Реальные рекомендации и действия по а) проблемным аварийным участкам дорог РФ (отсутствие светофоров в нужном месте, неправильная разметка, плохое покрытие). Собирается статистика, из полученных данных выясняется, что нужно внести поправки и снизить скоростной режим на участке. б)проблемным ТС (Вышла новая модель на российский рынок с системой ЭРА-ГЛОНАСС, проданы первые 1000 автомобилей. И появляется информация, что 20 несчастных случаев было связано с одинаковой технической неисправностью ТС. Тогда эти данные отправляются производителю для изучения).в) проблемным водителям…

Из этих данных можно будет собирать полезную статистику и использовать ее для улучшения ситуации на дорогах. К тому же с данной системой мы получим полную независимость от GPS навигаторов и спутниковых систем других государств.

В ближайшем будущем ЭРА-ГЛОНАСС будет установлена на все без исключения автомобили. Это позволит сократить смертность на дорогах и повысить уровень безопасности.

Ссылка на основную публикацию