Автомобили Tagaz

О заводе

ТагАЗ. Современный качественный автомобиль для каждого

Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) – одно из крупнейших автомобильных производств России. Это современное динамичное предприятие, ориентированное на выпуск автомобилей мирового уровня. Общий объем инвестиций, вложенных в строительство и оснащение завода, превышает на текущий момент 320 млн. долларов.

С момента запуска в 1998 году на ТагАЗе накоплен богатый опыт промышленного производства легкового и коммерческого транспорта.

В 2001 году ТагАЗ начал сотрудничество с южнокорейской компанией Hyundai. В мае 2001 года с конвейера в Таганроге сошли первые автомобили Hyundai Accent. А с апреля 2004 года на заводе освоен выпуск просторного и мощного седана бизнес-класса Hyundai Sonata. Обе модели имеют огромную популярность в России благодаря высокому уровню качества, богатой комплектации и разумной цене. Причиной народной любви служит и самый положительный опыт эксплуатации автомобилей Accent и Sonata в нашей стране. В апреле 2007 года начато производство модели Hyundai Santa Fe Classic, представляющей популярный в России класс вседорожников. А в апреле 2008 с конвейера сошла первая Hyundai Elantra XD – элегантный седан класса C.

ТагАЗ успешно развивается и занимает активную рыночную позицию. Одним из направлений развития завода является развитие производства коммерческого транспорта. В мае 2005 года на заводе была запущена линия по выпуску коммерческого грузовика Hyundai Porter, который сразу вышел в лидеры в своем сегменте и стал лучшим коммерческим автомобилем в 2006 и 2007 годах. Положительный опыт с Porter утвердил руководство таганрогского завода в стратегическом решении о дальнейшем расширении линейки коммерческого транспорта. Летом 2007 года был запущен в производство автобус Hyundai County, весной 2008 года появилась его модификация County Long. С 2008 года на заводе собирают также 9-метровый автобус Hyundai Aero Town и тягач Hyundai HD 500.

ТагАЗ является автомобильным производством полного цикла, включающим сварку и окраску кузовов, а также последующую сборку.

Машинокомплекты поставляются из Южной Кореи по морю в порт Таганрога или по железной дороге через порт Находка. На ТагАЗе реализована уникальная схема организации производства. Это единственное предприятие в мире, где конвейерная линия размещена по вертикали – на четырех этажах главного корпуса завода. Сообщение между уровнями организовано при помощи системы лифтов. Каждый из уровней оборудован монорельсами, подъемными и транспортными механизмами. Качество сборки обеспечивается за счет 100-процентного входного контроля поставляемых деталей, наличие постов проверки в конце каждого этапа производства, а также постоянного контроля качества в ходе всего технологического процесса.

В своей работе ТагАЗ использует самое передовое оборудование и технологии ведущих автомобилестроительных держав – Южной Кореи, Японии, Германии и США.

Гибкая технология, позволяющая в кратчайшие сроки произвести переналадку оборудования, выступает основой прочного рыночного положения предприятия. Параллельно сборке всех моделей на территории завода организовано производство комплектующих.

ТагАЗ неоднократно отмечен наградами от компании Hyundai – «За высокий уровень организации производства» и «За выдающееся качество».

В настоящее время завод выпускает седан компакт-класса Accent, седан класса С Elantra XD и полноразмерный седан бизнес-класса Sonata, популярный вседорожник Hyundai Santa Fe Classic, а так же автомобили коммерческого назначения: малый грузовик Porter, тягач Tractor HD 500, автобусы County и Aero Town. На сегодняшний день приоритетным направлением развития является производство автомобилей под собственной торговой маркой. В 2008 году на заводе под маркой TagAZ запустили в производство две модели внедорожников: Tager и Road Partner.

Каждый второй автомобиль Hyundai, продаваемый сейчас в России, произведен на ТагАЗе. Завод планирует и дальше наращивать объем продаж и расширять модельный ряд выпускаемых автомобилей.

ТагАЗ Тагер: вторая жизнь Корандо

В 2008 году на Таганрогском заводе встал на конвейер компактный внедорожник ТагАЗ Тагер – лицензионная копия популярной модели SsangYong Korando, выпуск которой длился 13 лет и прекратился в 2006.

Tager был одной из наиболее удачных коммерческих моделей компании. В него практически не вносились изменения по сравнению с базовой версией.

Поэтому за вполне небольшую сумму покупатель получал надежный, проходимый и простой в обслуживании джип. И к тому же оснащенный тяговитыми и экономичными двигателями Mercedes-Benz, которые производятся SsangYong по лицензии.

Выпуск продолжался до 2012 года. В 2014 завод был признан банкротом, несмотря на попытки владельца вдохнуть в него новую жизнь.

Конструкция и габариты

Своим успехом ТагАЗ Tager полностью обязан компактному Korando, созданному под руководством Кена Грисли. Этот автомобиль имеет простую, но действенную формулу успеха – брутальная внешность, хорошие моторы, незамысловатая конструкция и удивительная проходимость.

Страна производитель: Россия

ТагАЗ — это автосборочное предприятие, расположенное в городе Таганроге (Россия, Ростовская область). Аффилированное предприятие ОАО «Таганрогский комбайновый завод».

1997 год — ведётся строительство Таганрогского автомобильного завода по лицензии и технологии южнокорейской Daewoo Motors. Строительство полностью финансируется за счет ФПГ «Донинвест» (Doninvest Finance & Industry Group) с объёмом инвестиций свыше 260 млн $. При создании используется имеющийся на заводе «Таганрогский комбайновый завод» универсальный конвейер, который быстро переоборудуют для сборки автомобилей. Проект завода разрабатывался ростовскими конструкторами. Строительство заняло год и семь месяцев.

12 сентября 1998 года — торжественное открытие завода. Должен был начаться выпуск трех корейских моделей Daewoo Leganza, Nubira и Lanos, которые получили русские названия: «Кондор», «Орион», «Ассоль». Вследствие того, что открытие завода пришлось на самое начало самого тяжёлого в современной истории России экономического кризиса (дефолт 17 августа 1998 года), завод сразу же был переведён в режим консервации. Следующие два года всё оборудование поддерживалось в режиме холостого прогона с целью сохранения работоспособности. Производство автомобилей осуществлялось мелкими сериями по отвёрточной технологии.

Весна 1999 года — начато пробное серийное производство автомобиля «Орион», однако концерн «Daewoo» не смог обеспечить стабильную поставку комплектующих. Собрав несколько сотен, ТагАЗ приостановил производство.

Апрель 2000 года — был подписан контракт с концерном PSA о сборке в Таганроге автомобилей Citroen Berlingo. С июня выпускается 5-местный пикап Citroën Berlingo MkI под маркой «Орион-М» с бензиновым двигателем по лицензии Citroen. Подписано соглашение с Hyundai Motor Company о начале лицензированного производства в Таганроге автомобиля Hyundai Accent.

Апрель 2001 года — сходит с конвейера первый Hyundai Accent русской сборки.

2002 год — начато производство Hyundai Accent с автоматической коробкой передач.

2003 год — начато промышленное (SKD) производство Hyundai Accent.

2004 год — начато промышленное производство Hyundai Sonata. ТагАЗ отмечен наградой Hyundai за высокий уровень организации производства.

2005 год — начато производство коммерческого малотоннажного грузовика Hyundai Porter. Создание конструкторского бюро «TAGAZ KOREA» в Сеуле (Южная Корея). Выручка завода составила 12,47 млрд руб. (433,42 млн $), чистый убыток — 390,35 млн руб. (13,56 млн $).

2006 год — ТагАЗ удостоен награды «Лучший коммерческий автомобиль 2006 года в России» за Hyundai Porter. Начато производство автобусов Hyundai County.

Апрель 2007 года — начался выпуск старого поколения внедорожника Hyundai Santa Fe.

Май 2008 года — начато производство Hyundai Elantra XD.

Март 2009 года — ТагАЗ выводит на российский рынок два автомобиля собственной разработки. Это седан класса C2, проект носит название TAGAZ C-100, позже машина получает имя Tagaz Vega, а также коммерческий малотоннажный грузовик Tagaz Master с дизельным двигателем, первоначально имеющий название T-100 и T-150 для версии грузоподъемности 1 и 1,5 т, соответственно. Представлен автобус для перевозки детей на базе Hyundai County, оснащенный системой мониторинга транспортных средств на основе спутниковой системы навигации ГЛОНАСС.

2010 год — Сбербанк организует реструктуризацию долга ТагАЗа. Анонсировано строительство третьего производственного завода в Бангладеш с инвестициями $2 млрд. Приобретен необходимый земельный участок в районе Кишоренганж. По плану продажа первого автомобиля должна произойти в 2012 году. В апреле на выставке КОМТРАНС (Москва) была представлена новая модель 14 местного автобуса TagAZ LC-100 BUS, созданного на базе TAGAZ LC-100 Master. Также в выставке участвовали модели автобусов Hyundai County, Hyundai County Long и низкопольный РоАЗ-5236. 5 июля ТагАЗ заключил соглашение о партнерстве с китайской BYD Auto. По этому соглашению завод наладит сборку среднеразмерных седанов BYD F3 по полному циклу и будет продавать их через свою дилерскую сеть. В октябре начата сборка автомобилей под брендом Vortex: Corda (рестайлинг Chery Amulet) и Tingo (измененный Chery Tiggo).

2011 год — Начало продаж автомобиля Tagaz C10, являющегося локализованной версией китайского автомобиля JAC A138 Tojoy.

В январе 2013 года завод стал принимать заказы на покупку нового автомобиля, купе Tagaz Aquila (продажи должны начаться в марте).

С начала 2013 года компанией Fiat SpA ТагАЗ рассматривается как площадка для крупноузловой сборки внедорожников Jeep Grand Cherokee.

В июне 2013 года стало известно, что созданная на производственной базе ТагАЗа/ТагАвтоПрома компания «Эч Ти Авто» будет производить автомобили из машинокомплектов фирмы «Chery».

Банкротство ТагАЗ

С наступлением мирового финансового кризиса, в 2009 году, объём производства «ТагАЗа» упал в три раза, задолженность перед банками достигла 20 млрд руб. В 2010 году задолженность перед большинством банков была реструктуризирована, остался только долг перед банком ВТБ в размере 5,8 млрд руб. Банк подал в суд заявление о признании «ТагАЗа» банкротом, но в декабре 2011 года, после совместного совещания с собственниками предприятия с участием премьер-министра Владимира Путина все-таки договорился реструктуризировать задолженность и отозвал иск.

Тем не менее в начале апреля 2012 года в арбитражный суд Ростовской области вновь поступил иск о банкротстве «ТагАЗа», на этот раз от самого предприятия. В мае 2012 года стало известно, что из 3795 человек, работающих на предприятии, будут сокращены 2695. По словам руководства завода, данное решение продиктовано спадом производства с 3000 автомобилей в месяц до 1500 при фонде оплаты труда в 50 миллионов рублей.

10 сентября 2012 года по информации Центра занятости населения Таганрога ООО «Таганрогское автомобильное производство» («ТагАвтоПром») сократило 1308 человек.

21 января 2014 года по решению Арбитражного суда Ростовской области предприятие официально признано банкротом, введено конкурсное производство сроком на 5 месяцев.

В связи с приобретением Андреем Разиным банка «Донинвест» и группы предприятий ТагАЗ в мае 2014 года анонсированы планы нового собственника по возобновлению в полном объеме промышленной сборки автомобилей на ТагАЗе, главным образом малотоннажных грузовых автомобилей, коммунальных автомобилей на их базе, школьных автобусов и специальных микроавтобусов для транспортировки инвалидов.

В августе 2014 года Таганрогским автомобильным заводом в рамках конкурсного производства были выставлены на торги непрофильные активы, находящиеся в залоге Юникредитбанка: база отдыха «Родник» (Неклиновский район, Ростовская область), гостиница «Ассоль» (Таганрог) и поликлиника (Таганрог).

История марки ТагАЗ

История Таганрогского автомобильного завода началась, как ни удивительно, с ныне почти забытой южнокорейской компании Daewoo Motors, которая в конце 90-х, кажется, была готова проглотить весь пост-советский автопром вместе взятый. И вот в 1997 году началось строительство ТагАЗа, завода по лицензии Daewoo Motors, полностью профинансированное ФПГ «Донинвест» (Doninvest Finance) & Industry Group с объемом инвестиций свыше $260 млн. В качестве конвейера был использован быстро переоборудованный под нужды автопрома универсальный конвейер, который имелся в распоряжении Таганрогского комбайнового завода.

Через год и семь месяцев завод был готов к выпуску автомобилей — его торжественно открыли 12 сентября 1998 года. Но почти сразу у нового автозавода начались непростые времена — «корейцы» Leganza, Nubira и Lanos, получившие на ТагАЗе имена «Кондор», «Орион», «Ассоль», по вкусу покупателям не пришлись. А в случае с «Орионом» добавила трудностей и нестабильная поставка комплектующих от концерна «Daewoo», и выпуск этой модели, начавшийся весной 1999-го, оборвался на нескольких сотнях экземплярах.

В самом начале «нулевых» вектор развития предприятия поменялся — впрочем, это была не последняя смена курса. В апреле 2000-го ТагАЗ подписывает с концерном PSA контракт на сборку в Таганроге автомобилей Citroen Berlingo. Уже с июня 5-местный пикап Citroën Berlingo MkI сходит с таганрогского конвейера под лейблом «Орион-М» — тагазовцы каждый раз ратуют за награждение пусть и лицензионной модели, но своим, оригинальным именем. «Орион-М» получил бензиновый лицензионный ситроеновский мотор.

В 2000-м же году произошло ещё одно, очень значимое для ТагАЗа событие — подписано соглашение с Hyundai Motor Company о начале лицензированного производства в Таганроге автомобиля Hyundai Accent. С этого момента история компании, по крайней мере её «техническая» составляющая (о финансовой — разговор особый), разворачивается стремительно и вполне себе радужно. В апреле 2001 года с конвейера сходит первый Hyundai Accent русской сборки — причем именно «Хёнде»; вероятно, об «именах собственных» с Hyundai Motor Company договориться не удалось. в 2002 году из Таганрога пошёл Акцент с «автоматом», а в следующем, 2003-м, было покончено с «отвёрточной» сборкой для Accent и начато промышленное (SKD) производство этой довольно популярной на российском рынке модели.

В 2004 году корейский «большой брат» ТагАЗа, компания Hyundai, отметила завод в Таганроге наградой за высокий уровень огранизации производства. Началось промышленное производство крупного седана бизнес-класса Hyundai Sonata. А в 2005-м «корейская гамма» ТагАЗа дополняется коммерческим малотоннажнным грузовиком Hyundai Porter. И в том же году создаётся собственное конструкторское бюро ТагАЗа в городе Сеуле, на родине «большого брата» в Южной Корее — TagAZ Korea! В 2005-м выручка предприятия составила 12,47 млрд руб. ($ 433,42 млн.), а чистый убыток — 390,35 млн руб. ($ 13,56 млн.), но сложные времена у компании были ещё впереди.

2006 год тоже заметен в истории ТагАЗ сразу двумя событиями: завод удостоен награды «Лучший коммерческий автомобиль 2006 года в России» за Hyundai Porter и начато производство автобусов Hyundai County. В 2007 в Таганроге запускается производство внедорожника Santa Fe, причем с учетом того, что поколение его к тому моменту уже считается «предыдущим» (в Корее выпускается так называемый Santa Fe New), таганрогский Санта Фе получил к названию добавку Classic.

Но этим таганрожские предприниматели от автоиндустрии в 2007-м не ограничились. У издревле дышашей на ладан опять-таки корейской компании SsangYong покупается сразу две лицензии, и обе — на производство брутальных рамных «проходимцев» — Musso и Korando, которые в Таганроге были наречены Road Partner и Tager соответственно.

В марте 2008-го на ТагАЗе запустился Hyundai Elantra XD — тоже «предыдущее» поколение корейской Элантры, а ровно через год происходит очередная корректировка курса: ТагАЗ выводит на российский рынок два автомобиля собственной разработки. Первая машина — это бюджетный седан Tagaz Vega (первоначально C-100). Вега пержила серьёзный скандал — пресса и блоггеры подняли шумиху о том, что конструкция-де ворованная. Самым большим вопросом была платформа, на которой построена машина — казалось невероятным, что ТагАЗ, с младых ногтей опиравшийся на лицензионную продукцию, мог разработать её сам. Официальным лицам ТагАЗа пришлось давать на эту тему разъяснение — да, модель разработана самостоятельно, силами того самого бюро TagAZ Korea.

В конце сентября компания GM Daewoo (GM DAT) — та самая Дэу, с которой начинал Таганрогский автозавод — подала на ТагАЗ в суд и обвинила его в промышленном шпионаже. Якобы двое корейцев, Хван и Чон, переметнулись из GM DAT в TagAZ Korea, причём последний, уходя, успел скопировать шесть тысяч файлов с техдокументацией по модели Chevrolet Lacetti (передняя стойка и крыло Веги действительно напоминают корейское детище Chevrolet). Корейские СМИ написали, что двое подозреваемых арестованы, и им грозит по десять лет тюрьмы, а ещё один их сообщник покончил с собой. Окончательной ясности в этом тёмном вопросе пока так и не наступило.

Тем не менее, движение вперёд продолжалось. В 2009 году ТагАЗ развил тему автобуса «Кантри» — представлен автобус для перевозки детей на базе лицензионного County, оснащенный системой мониторинга транспортных средств на основе спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Вторая (после Vega) принципиально новая модель 2009 года — малотоннажный грузовик Tagaz Master с дизельным двигателем, первоначально имеющий название T-100 и T-150 для версии грузоподъемности 1 и 1,5 т, соответственно. Как и в случае с Вега утверждается, что грузовик Мастер — полностью самостоятельная разработка, выполлненная силами бюро TagAZ Korea. Через пару лет, в 2010-м, на базе «сотого» Мастера создадут 14-местный автобус TagAZ LC-100 BUS. Но зачем создавать ещё один автобус, если в гамме уже есть County? Заговорили о том, что это является предвестником близкого разрыва ТагАЗ и Hyundai — тем более, что в мае 2010-го ТагАЗ действительно приостановил выпуск моделей Санта Фе Классик и Портер. Но в сентябре слухи и домыслы не подтвердились — ТагАЗ подписал новое соглашение с Hyundai, продолжает выпускать «Акценты» и в ближайшее время планирует восстановить производство остальных авто своей «корейской» линейки.

В 2010 году Сбербанк организует реструктуризацию долга ТагАЗа. Компания вновь меняет курс, а точнее — добавляет новый вектор развития: анонсировано строительство третьего производственного завода в Бангладеш с инвестициями $2 млрд. Согласно заявлению представителей ТагАЗа, строительство нового завода в Бангладеш обосновано низкой стоимостью рабочей силы и удобным расположением для экспорта в Европу. Приобретен необходимый земельный участок в районе Кишоренганж. По плану продажа первого автомобиля должна произойти в 2012 году. А 5 июля ТагАЗ заключил соглашение о партнерстве с китайской BYD Auto. По этому соглашению завод наладит сборку среднеразмерных седанов BYD F3 по полному циклу и будет продавать их через свою дилерскую сеть.

Впрочем, мы несколько забежали вперёд. Дело в том, что дружественные контакты с Китаем начались у Таганрога не с компании BYD. Во второй половине «нулевых» на ТагАЗе происходит важная подвижка — у новой продукции появляется собственное рыночное имя — Vortex. Помня давнюю любовь таганрожских автомобилестроителей к нареканию продуктов, сходящих с собственного конвейера, оригинальными именами, это можно считать шагом вполне логичным. Причём, как и прежде, оригинальны лишь имена. Первый продукт, появившийся в линейке Vortex — это автомобиль Estina, суть китайский Chery Fora, машина большая, хорошо «упакованная» и недорогая. А выпуск лицензионной Эстины освоен. на мощностях бывшего пищевого комбината в Азове!

И вот в 2010 году появляются очередные свидетельства укрепления таганрого-китайских отношений. На Московском автосалоне представлено аж четыре новинки от ТагАЗа, которые пойдут в продажу под брендом Vortex: Yuna (перелицованная Chery QQ6), Corda (Chery Amulet), Elana (Chery Mikado) и Tingo (Chery Tiggo). И это несмотря на то, что из за мирового кризиса завод оказался в очень непростой финансовой ситуации! Все четыре новинки обещают запустить в 2011-м, но уже 9 октября 2010 года две из них, Corda и Tingo появляются в модельном ряду на официальном сайте ТагАЗа! Клон скандально известного Амулета и лицензионная копия нелигитимной подделки под Тойоту RAV4 — именно такими машинами прирастает сегодня модельный ряд ТагАЗ. Вместе с тем нужно отметить использование в этих машинах японского и немецкого наследия (причем тоже лицензионного), богатые комплектации и очень, очень низкую цену. Вопросов остаётся только два — а как с пассивной безопасностью и надёжностью?

Надо отдать должное управленцам ТагАЗа — несмотря на сложности с проектом Tagaz Vega, на заводе не оставляют попыток создать собственный модельный ряд. На том же Московском автосалоне-2010 были показаны полноразмерные макеты моделей: седанов B100, D100 и кроссовера Q100. Изначально их планировалось запустить в производство до 2012 года, однако из-за кризиса этот амбициозный проект находится ныне в подвешенном состоянии.

Итак, было ли «корейское бюро» чем-то большим, нежели просто информационый пшик? Новые лицензии на, если честно, не самые лучшие автомобили, или собственные разработки? Куда в очередной раз качнётся стрелка тагазовского компаса?

Ссылка на основную публикацию